Об этом мало кто знает, но высокие каблуки не были первоначально предназначены для ношения женщинами. К примеру, столь желанные нынче туфельки «лабутены» с красной подошвой были вдохновлены выдающимся законодателем моды на высоком каблуке тех времен – французским королем Людовиком XIV. Он принял закон, что только члены его двора могут носить обувь на каблуках с красной подошвой.
Мотив был довольно прост — так людям XVII века было легче распознать, что перед ними находится привилегированная особа, вхожая ко двору короля.
Но поскольку подобная тенденция моды распространилась среди мужской аристократии в Европе XVII века, сапожникм столкнулось с проблемой — им нужно было как-то переделать дизайн обуви, которая никогда не была предназначена для ходьбы.
У многих может возникнуть резонный вопрос – для чего же предназначалась обувь, если не для того, чтобы ходить в ней. Все дело в том, что в качестве основы была взята обувь не королей, а персов. В предшествующем веке кавалерия персидской армии, которая воевала с Османской империей, использовала как раз высокие каблуки. И делали это вовсе не для красоты, а для того, чтобы более точно стрелять с седла лошади.
Когда солдат вставал в стременах, каблуки помогали ему более надежно зафиксировать ноги. А, учитывая, что человек при этом стоял более устойчиво, то он мог более эффективно стрелять из лука.
По мере того, как вкус к экзотическому персидскому стилю обуви распространялся по всей Европе, по иронии судьбы богатые аристократы начали использовать туфли на высоких каблуках, чтобы выглядеть более «мужественными» и «воинственными». Высота каблука была еще более увеличена по сравнению с персидской обувью, а также добавили дорогой красный краситель, который навевал ассоциации с войной. Довольно быстро это стало «писком» мужской моды.
Женщины просто последовали этому примеру, когда в середине XVII века стала популярной «андрогинная» бесполая мода. Поэтому женщины начали копировать элементы мужских одеяний, чтобы «придать мужественность»своему внешнему виду.
И совершенно неважно, что подобная обувь была совершенно непрактичной для ходьбы, ведь богатая аристократия и без того редко передвигалась пешком по грязным дорогам Европы XVII века.
Так почему же мужчины перестали носить высокие каблуки, если они когда-то были настолько модными, а женщины не сделали этого. С эпохой Просвещения общество стало более рациональным и предпочтение отдавалось образованию, а не «привилегированному статусу». Мужчинам стало неинтересно просто выглядеть красивыми и изысканно одетыми, вместо этого они предпочитали быть более практичными, простыми и функциональными. Это в конечном итоге породило так называемое «Великое мужское отречение» в XIX веке, историческое явление, которое задавало тон мужской одежде в следующие века.
Итак, высоким каблукам, ярким тканям и классовому неравенству предпочли относительно простую черную одежду, демократию и буржуазную этику. Можно утверждать, что индивидуальность мужской моды также фактически исчезла в это время.
Хотя после французской революции в течение недолгого времени в женской моде были популярными короткие каблуки, новый сдвиг в сторону более практичной моды все же не распространился на оба пола. Женщины в то время воспринимались как эмоциональные, сентиментальные и малообразованные. Это и стало исторической основой того, почему женщины продолжали носить «глупые» туфли на высоком каблуке, а мужчины – нет.
Точно так же высокие каблуки превратились из инструмента гендерных предрассудков сексуальный аксессуар. Элизабет Семмельхак из Музея обуви Бата считает, что именно в середине XIX века люди способствовали тому, что высокие каблуки начали ассоциироваться с сексуальной привлекательностью. Ведь как раз в то время популярными стали изображения обнаженных моделей в туфлях на высоких каблуках, которые печатали на «пикантных» викторианских открытках.