Климт и Шиле: художники, которые потрясли Европу

Густав Климт и Эгон Шиле – два титана из мира венского искусства, два друга, живопись которых стала причиной крупного скандала, прогремевшего на всю Европу.

На первый взгляд мало что объединяет Густава Климта и Эгона Шиле. Климт был настоящим сенсуалистом, изображавшим элиту Вены в позолоченной одежде, а Шиле, который был почти на три десятилетия младше его, являлся эгоистом, чьи извращенные изображения человеческого тела шокировали аудиторию и приводили к неизменным скандалам. И все же двое мужчин подружились, решив следовать своим собственным художественным видениям независимо от того, что об их искусстве думало общество. И они были неразлучными, пока эпидемия гриппа 1918 года не унесла жизни обоих.

Однажды Климт решил, что с него довольно академической живописи. Разочаровавшись в многочисленных ограничениях Кюнстлерхауса, общества венских художников, он и ряд других живописцев отделились, чтобы сформировать художественное движение, известное как Венский Сецессион.

Венский университет отреагировал с ужасом на картину «Философия» Климта с голыми фигурами, извивающимися в акробатических трюках

Новое видение мира Климта, которое по сути стало наглядным свидетельством противостояния Кюнстлерхауса и Сецессииона, было изложено в работе Nuda Veritas в 1899 году: «Голая женщина держит зеркало правды, а змея лжи лежит мертвой у ее ног. Над этим всем золотыми буквами написана цитата немецкого драматурга Шиллера: «Если вы не можете угодить всем своими делами и своим искусством, угодите некоторым. Угождать многим – это плохо».

Но Венский университет пока не подозревал о том, что у Климта изменилось видение мира, и предоставил ему в 1894 году заказ на создание 3 картин для украшения потолка актового зала. Это должны были быть аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция».

«Университет хотел праздника просвещения и науки», – объясняет Дитард Леопольд, куратор музея Леопольда в Вене, который проводит в этом году ряд выставок работ Климта, Шиле и их современников. Поэтому неудивительно, что консервативные ученые мужи пришли в ужас, когда они увидели голые фигуры и сонную голову Луны, которые Климт выбрал, чтобы проиллюстрировать философию. В течение нескольких дней 87 членов университета заявили публичный протест и обратились в Министерство образования с просьбой отменить заказ.

Не меньшее возмущение было вызвано извивающейся обнаженной женщиной «Медицины» (на фото она показана рядом с «Философией» и «Юриспруденцией»)

Очередной скандал произошел, когда Климт представил картину «Медицина», на которой была изображена извивающаяся обнаженная женщина. Ее наружные половые органы были прекрасно видны, поэтому художника обвинили в порнографии, вызвав полицию. Скандал докатился до парламента, где в первый раз был поднят вопрос о культуре.

В 1902 году Климт ответил своим хулителям картиной «Золотые рыбки», на которой женщина нагло демонстрирует свой зад аудитории. Говорят, что художник изначально хотел назвать картину «Моим критикам».

Ходят слухи, что Климт предпочел бы назвать свою картину не «Золотые рыбки», а «Моим критикам»

В итоге власти приняли решение выставить картины в галерее, а не на потолке Университета. Климт был в ярости и настаивал на том, чтобы картины сохранили на их первоначальном месте. Требование было отклонено, а разъяренного художника пришлось выводить из зала заседания с помощью полиции.

К сожалению эти картины были уничтожены отступающими силами СС в 1945 году, и все, что осталось, – это размытые черно-белые фотографии.

С тех пор Климт больше никогда не брался за публичные заказы. Он начал писать пейзажи и портреты, в том числе портреты знати, которые обеспечили бы ему славу.

Знаменитый «Поцелуй» Климта отражает суровую, жестокую реальность, скрытую под романтичной позолоченной поверхностью

В последующих работах Климт намекал на тусклую реальность, которая лежит под внешней позолотой, имея в виду мир прелюбодеяния и проституции, в котором люди потворствуют своим потребностям, при этом публично осуждая женщин, предоставляющих им подобные услуги. Даже его знаменитый «Поцелуй» – вовсе не то, чем сначала кажется. «Если внимательно присмотреться, шея человека очень уродливая, и на ней изображен его стоящий вертикально пенис. Человек – олицетворение сексуальных потребностей, но внешне он кажется олицетворением чувственности и чего-то прекрасного.

Климт нашел поддержку в своем бескомпромиссном отношении к миру в лице молодого Шиле, с которым встретился в 1907 году, когда тот учился в Академии изящных искусств (и считал академическую дисциплину слишком унылой).

Графическое и гротескное представление Шиле его собственного обнаженного тела было беспрецедентным в истории искусства

Шиле, который был одаренным художником, раскрыл свой талант еще в молодые годы, набросав портрет своей младшей сестры в обнаженном виде, к ужасу родителей. Его бесспорный талант заметил Климт, взяв молодого человека под свое крыло, предоставив ему моделей и пригласив его поучаствовать в выставке Kunstschau 1909 года, хотя четыре картины Шиле (которые были похожи на работы самого Климта) остались незамеченными на выставке.

Стремясь к новым средствам выражения, Шиле обратился к своему телу за вдохновением в беспрецедентной в истории искусства форме. В своем первом обнаженном автопортрете 1907 года, основанном на пресловутой женской фигуре «Медицины» Климта, он изобразил себя беспомощным и хрупким, изолированным от остального человечества.

Искаженные фигуры людей, которые писал Шиле, не пользовались успехом в Вене

Его стилистические эксперименты быстро развивались, но измученные, искаженные фигуры, которые писал Шиле, не получили большой популярности в Вене.

Разочарованный реакцией на свои работы, Шиле бежал от венской богемной жизни в маленький городок Чески-Крумлов, куда его сопроводила Валли Нойциль, бывшая модель Климта. Пара тут же стала популярной в городе, и молодежь приходила к «венской богеме» каждый день. Шиле использовал это как возможность использовать в качестве моделей новые молодые тела, которые так его очаровывали. Но по городку пошли сплетни, и когда Шиле застукали за тем, что он рисовал обнаженную девушку в саду, он был вынужден покинуть Чески-Крумлов.

Но в Нойленгбахе начался новый скандал, когда молодая девушка сбежала из дома и искала убежища у Эгона Щиле и Валли Нойциль. Это спровоцировало отца девушки обвинить Шиле в похищении. Когда полиция пришла в дом, они конфисковали акварель, где удравшая из дома особа была изображена обнаженной, а также 125 других работ. После допроса Шиле было предъявлено обвинение в похищении несовершеннолетней и подстрекательстве к разврату. В суде обвинение в похищении было снято, но акварель привела к тюремному заключению на три дня по последнему обвинению.

Интерес Шиле к рисованию молодежи в обнаженном виде привлек внимание закона

Тюремный срок, по-видимому, стал поворотным моментом для Шиле, который больше никогда не рисовал подростковые ню. Заинтересованный Климт познакомил его с клиентами, которые предоставили молодому дарованию новую работу в качестве портретиста. Война и брак с более социально приемлемой Эдит Хармс ускорили его зрелость.

После войны Эгон Шиле мечтал о новом обществе, в котором художники могли бы помочь восстановить разрушенный мир вокруг них. Незаконченная работа от 1918 года под названием «Друзья» ознаменовала художественное братство, которое он надеялся создать. На ней Климт и Шиле сидели за столом вместе с шестью другими художниками.

Смерть Климта в феврале 1918 нарушила эти мечты. Опустошенного Шиле пригласили организовать выставку «Сецессион весна», для которой он переделал «Друзья», оставив место Климта за столом пустым. Эта картина была использована в качестве плаката на выставке.

Когда его покровитель умер, а его новые работы достигли беспрецедентного успеха, Шиле пророчили роль крупнейшего и самого значимого художника в Австрии, но всего через восемь месяцев Шиле также умер от гриппа.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
19.09.2018

Не забудь поделиться статьей: