Одним из способов поиска надежных союзников и формирования прочных международных отношений во все времена считались династические браки. И совершенно неважно, что «…жениться по любви не может ни один король», ведь целью таких браков становилось не счастье двух отдельно взятых людей, а процветание и благополучие как минимум двух государств
Рюриковичи на престолах Европы
В киевском Софийском соборе до наших дней сохранилась фреска с изображением дочерей князя Ярослава Мудрого – одного из самых просвещенных правителей своего времени. Одним из важных аспектов внешней политики князя, у которого, между прочим, по официальным данным, было девять детей, являлось заключение международных браков. Все его дети были либо женаты на европейских принцессах либо замужем за европейскими правителями. Кстати, женат на «иностранке» был и сам князь: его жена Ирина – в девичестве шведская принцесса Ингигерда. Но, вернемся к фреске, на которой изображены Ярославны. Их судьба (не без активного участия князя-отца, разумеется) сложилась таким образом, что родившись киевскими княжнами, они стали европейскими королевами.
По официальным данным у Ярослава Мудрого было три дочери, правда, в русских летописях они не упоминаются. Основными источниками информации о жизни Ярославн служат иностранные источники.
Анастасия Ярославна
Старшую дочь Ярослава Мудрого звали Анастасия. Ее суженым стал венгерский герцог-изгнанник Андраш, который укрывался на Руси. Заручившись поддержкой киевского князя (читай тестя) и супругой из хорошей семьи, Андрашу удалось вернуть себе венгерский престол. Так, герцог стал королем, а княжна королевской женой. Свой след в венгерской истории Анастасии оставить удалось: киевлянка способствовала распространению православия и даже основала несколько православных монастырей.
У королевской четы родилось двое сыновей. Старший, Шоломон, был дважды свергнут с трона и дважды укрывался в Германии, а его мать, которая скончалась в монастыре Адмонт предположительно похоронена вместе со своим королевским мужем в королевской усыпальнице на озере Балатон.
Елизавета Ярославна
История замужества княжны Елизаветы романтичней историй сестер. В скандинавских сагах сохранились предания о сватовстве норвежца Харальда к Елизавете. Раненный в битве при Стикладистире, он бежал в Киев. Но Харальд получил от Ярослава отказ. Как гласят предания, киевский князь не захотел отдавать свою дочь замуж за чужестранца, у которого нет в управлении государства и который недостаточно богат. Но норвежец так просто не сдавался: движимый любовью, он три года провел на службе у Ярослава, затем служил византийскому императору, участвовал во многих битвах и сражениях. Своей храбростью он завоевал руку и сердце княжны Елизаветы и норвежский престол.
На родину Харальд возвращался королем под руку с женой-королевой. У четы родились две дочери, правда король вскоре взял себе вторую жену, подарившую ему двоих сыновей, правда, вплоть до гибели Харальда в битве при Стамфордбрирдже норвежской королевой оставалась Елизавета. Но, видно, самой судьбой киевлянке было предназначено носить еще одну корону. Елизавета вышла замуж второй раз за датского короля Свена II. Когда оборвался жизненный путь датской королевы доподлинно неизвестно.
Анна Ярославна
О жизни младшей дочери князя Анне Ярославне до замужества мало что известно. Анна была более чем образована для своего времени: умела читать, писать, а также владела латынью, греческим и шведским языками. Как сообщает французский историк XVII века Франсуа де Мезере, слухи о красоте и образованности Анны достигли короля Генриха I, который был очарован княжной, а возможно потенциальным будущим тестем, который имел большое влияние на международную политику.
Венчание Анны с Генрихом состоялось в Реймском соборе, там же прошла и коронация киевской княжны, которая поначалу принимала активное участие в государственных делах. Так, до наших дней сохранились документы с подписью Анны Ярославны. В отличие от своей образованной супруги, Генрих I вместо подписи ставил крестик.
С княжной Анной связана еще одна интересная история. Из Киева Ярославна привезла Евангелие, написанное на славянском языке. Эта книга почиталась во Франции священной и все вступавшие на французский престол короли давали на ней присягу, но текст Священного Писания никому не был понятен. Пока не попал в руки царю Петру I, путешествовавшему по Франции и свободно прочитавшего книгу в окружении изумленных французов.
Анна родила французскому королю четырех детей, в том числе, наследника, будущего короля Франции Филиппа I.
Три сестры…или четыре?
Официальная версия гласит, что у киевского князя было три дочери, однако среди историков бытует мнение, что была и четвертая дочь Агата, которая стала женой наследника английского престола Эдуарда Изгнанника. По другим данным, Агата была сестрой Ярослава, но на знаменитой вышеупомянутой фреске Агата изображена вместе с Анастасией, Елизаветой и Анной.