Густав Климт и Эгон Шиле – два титана из мира венского искусства, два друга, живопись которых стала причиной крупного скандала, прогремевшего на всю Европу.
На первый взгляд мало что объединяет Густава Климта и Эгона Шиле. Климт был настоящим сенсуалистом, изображавшим элиту Вены в позолоченной одежде, а Шиле, который был почти на три десятилетия младше его, являлся эгоистом, чьи извращенные изображения человеческого тела шокировали аудиторию и приводили к неизменным скандалам. И все же двое мужчин подружились, решив следовать своим собственным художественным видениям независимо от того, что об их искусстве думало общество. И они были неразлучными, пока эпидемия гриппа 1918 года не унесла жизни обоих.
Однажды Климт решил, что с него довольно академической живописи. Разочаровавшись в многочисленных ограничениях Кюнстлерхауса, общества венских художников, он и ряд других живописцев отделились, чтобы сформировать художественное движение, известное как Венский Сецессион.
Новое видение мира Климта, которое по сути стало наглядным свидетельством противостояния Кюнстлерхауса и Сецессииона, было изложено в работе Nuda Veritas в 1899 году: «Голая женщина держит зеркало правды, а змея лжи лежит мертвой у ее ног. Над этим всем золотыми буквами написана цитата немецкого драматурга Шиллера: «Если вы не можете угодить всем своими делами и своим искусством, угодите некоторым. Угождать многим – это плохо».
Но Венский университет пока не подозревал о том, что у Климта изменилось видение мира, и предоставил ему в 1894 году заказ на создание 3 картин для украшения потолка актового зала. Это должны были быть аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция».
«Университет хотел праздника просвещения и науки», – объясняет Дитард Леопольд, куратор музея Леопольда в Вене, который проводит в этом году ряд выставок работ Климта, Шиле и их современников. Поэтому неудивительно, что консервативные ученые мужи пришли в ужас, когда они увидели голые фигуры и сонную голову Луны, которые Климт выбрал, чтобы проиллюстрировать философию. В течение нескольких дней 87 членов университета заявили публичный протест и обратились в Министерство образования с просьбой отменить заказ.
Очередной скандал произошел, когда Климт представил картину «Медицина», на которой была изображена извивающаяся обнаженная женщина. Ее наружные половые органы были прекрасно видны, поэтому художника обвинили в порнографии, вызвав полицию. Скандал докатился до парламента, где в первый раз был поднят вопрос о культуре.
В 1902 году Климт ответил своим хулителям картиной «Золотые рыбки», на которой женщина нагло демонстрирует свой зад аудитории. Говорят, что художник изначально хотел назвать картину «Моим критикам».
В итоге власти приняли решение выставить картины в галерее, а не на потолке Университета. Климт был в ярости и настаивал на том, чтобы картины сохранили на их первоначальном месте. Требование было отклонено, а разъяренного художника пришлось выводить из зала заседания с помощью полиции.
К сожалению эти картины были уничтожены отступающими силами СС в 1945 году, и все, что осталось, – это размытые черно-белые фотографии.
С тех пор Климт больше никогда не брался за публичные заказы. Он начал писать пейзажи и портреты, в том числе портреты знати, которые обеспечили бы ему славу.
В последующих работах Климт намекал на тусклую реальность, которая лежит под внешней позолотой, имея в виду мир прелюбодеяния и проституции, в котором люди потворствуют своим потребностям, при этом публично осуждая женщин, предоставляющих им подобные услуги. Даже его знаменитый «Поцелуй» – вовсе не то, чем сначала кажется. «Если внимательно присмотреться, шея человека очень уродливая, и на ней изображен его стоящий вертикально пенис. Человек – олицетворение сексуальных потребностей, но внешне он кажется олицетворением чувственности и чего-то прекрасного.
Климт нашел поддержку в своем бескомпромиссном отношении к миру в лице молодого Шиле, с которым встретился в 1907 году, когда тот учился в Академии изящных искусств (и считал академическую дисциплину слишком унылой).
Шиле, который был одаренным художником, раскрыл свой талант еще в молодые годы, набросав портрет своей младшей сестры в обнаженном виде, к ужасу родителей. Его бесспорный талант заметил Климт, взяв молодого человека под свое крыло, предоставив ему моделей и пригласив его поучаствовать в выставке Kunstschau 1909 года, хотя четыре картины Шиле (которые были похожи на работы самого Климта) остались незамеченными на выставке.
Стремясь к новым средствам выражения, Шиле обратился к своему телу за вдохновением в беспрецедентной в истории искусства форме. В своем первом обнаженном автопортрете 1907 года, основанном на пресловутой женской фигуре «Медицины» Климта, он изобразил себя беспомощным и хрупким, изолированным от остального человечества.
Его стилистические эксперименты быстро развивались, но измученные, искаженные фигуры, которые писал Шиле, не получили большой популярности в Вене.
Разочарованный реакцией на свои работы, Шиле бежал от венской богемной жизни в маленький городок Чески-Крумлов, куда его сопроводила Валли Нойциль, бывшая модель Климта. Пара тут же стала популярной в городе, и молодежь приходила к «венской богеме» каждый день. Шиле использовал это как возможность использовать в качестве моделей новые молодые тела, которые так его очаровывали. Но по городку пошли сплетни, и когда Шиле застукали за тем, что он рисовал обнаженную девушку в саду, он был вынужден покинуть Чески-Крумлов.
Но в Нойленгбахе начался новый скандал, когда молодая девушка сбежала из дома и искала убежища у Эгона Щиле и Валли Нойциль. Это спровоцировало отца девушки обвинить Шиле в похищении. Когда полиция пришла в дом, они конфисковали акварель, где удравшая из дома особа была изображена обнаженной, а также 125 других работ. После допроса Шиле было предъявлено обвинение в похищении несовершеннолетней и подстрекательстве к разврату. В суде обвинение в похищении было снято, но акварель привела к тюремному заключению на три дня по последнему обвинению.
Тюремный срок, по-видимому, стал поворотным моментом для Шиле, который больше никогда не рисовал подростковые ню. Заинтересованный Климт познакомил его с клиентами, которые предоставили молодому дарованию новую работу в качестве портретиста. Война и брак с более социально приемлемой Эдит Хармс ускорили его зрелость.
После войны Эгон Шиле мечтал о новом обществе, в котором художники могли бы помочь восстановить разрушенный мир вокруг них. Незаконченная работа от 1918 года под названием «Друзья» ознаменовала художественное братство, которое он надеялся создать. На ней Климт и Шиле сидели за столом вместе с шестью другими художниками.
Смерть Климта в феврале 1918 нарушила эти мечты. Опустошенного Шиле пригласили организовать выставку «Сецессион весна», для которой он переделал «Друзья», оставив место Климта за столом пустым. Эта картина была использована в качестве плаката на выставке.
Когда его покровитель умер, а его новые работы достигли беспрецедентного успеха, Шиле пророчили роль крупнейшего и самого значимого художника в Австрии, но всего через восемь месяцев Шиле также умер от гриппа.