Тему больного и умирающего человека кинематограф исследует и препарирует уже очень давно, работать с этим материалом кинематографистам чрезвычайно сложно из-за многогранности этических моментов. Выдержать планку в этих кинорассказах всегда очень сложно и, порой, многие картины на тему столкновения человека и неизлечимой болезни скатываются в поверхностную эксплуатацию материала.
Но вопрос “есть ли жизнь после жизни” не перестает волновать зрителей и режиссеров. PICS.ru собрал самые разнообразные киноответы на него.
“Достучаться до небес” (режиссер Томас Ян, 1997)
Фильм у нас стал культовым и сделал Морица Бляйбтроя и Тиля Швайгера самыми известными и любимыми немецкими артистами. Сюжетным триггером становится встреча двух парней, которым врачи отвели не больше недели перед смертью. Бутылка текилы и желание увидеть море открывают героям путь невероятных и смелых приключений, потому что, собственно, а чего уж там.
В “Достучаться до небес”, пожалуй, впервые, четче и образнее всего была выражена особая “предсмертная романтика”, когда человек и memento mori вот они, нос к носу, и только тогда начинается настоящая жизнь.
“Филадельфия” (режиссер Джонатан Демме, 1993)
Наверное одна из первых массовых картин на тему СПИДа и борьбы с болезнью, самой по себе, и с социальной стигмой. В основе сюжета настоящая история адвоката, несправедливо уволенного из своей конторы, когда там становится известно о его диагнозе.
Картин про то, как индивидуум борется за свои права в суде, Голливуд штампует превеликое множество, но иронизировать над “Филадельфией” было бы особым цинизмом, потому что и здоровому человеку бороться в обществе за свои права ужасно сложно, быть в этом обществе смертельно больным – просто невыносимо.
Картина принесла первый “оскар” Тому Хэнксу, а проникновенную композицию Брюса Спрингстина “Streets Of Philadelphia” уже давно не связывают с самим фильмом, настолько она стала популярной.
“Сейчас самое время” (Ол Паркер, 2012 )
Примерно с начала 2000-х кинематограф обратился к теме детской и подростковой онкологии со справедливой и жизнеутвержающей позиции “жить надо, надо жить”. Эти фильмы не все получались одинаково высокохудожественными, но лиричными и правдивыми в некоторых деталях получались почти всегда.
“Сейчас самое время” снят по мотивам книги Дженни Даунхэм “Пока я жива”. Это история совсем юной девушки Тессы, которая живет с лейкозом. У нее гиперзаботливый папа, действующий на грани гиперопеки (частая проблема родственников больного человека), а она поставила перед собой несколько иные задачи, например, попробовать наркотики, заняться сексом и все такое. Любовь в ее предсмертные планы не входила.
“Все еще Элис” (режиссер Ричард Глацер, Уош Уестмоленд, 2014)
В общем-то, справедливо, что истории болезней снимают не по вымышленным сценариям, а по книгам, написанным часто от первого лица участников событий. “Все еще Элис” рассказывает о драматичном периоде успешной университетской преподавательницы, вполне счастливой женщины, которая потихоньку понимает, что карта ее бита: к ее блестящему и уму и ясному сознанию подбирается Альцгеймер.
Как бы это профанно не звучало, но “Все еще Элис” представляется ярчайшей, точной и красочной брошюрой о том, с чего начинать принимать это заболевание, и как вести себя, или же, как иногда не стоит себя вести близким заболевшего. Джулианну Мур, королеву драматичных кинообразов сегодняшнего дня, за роль Элис наградили “оскаром”.
“Не сдавайся” (режиссер Гас Ван Сент, 2011)
“Хипстерская” версия сюжета, похожего на “Сейчас самое время”. Двое подростков параллельно друг от друга таскаются на похороны совершенно незнакомых им людей. У обоих на это обнаруживаются свои причины: парень тяжело переживает гибель родителей (его играет сын Дэниса Хоппера, Генри), а девушка (Миа Васиковска) сначала говорит, что волонтерствует в онкологическом госпитале для детей, но потом выясняется, что больна она сама.
Критика эту картину приняла довольно прохладно, но “терапевтического” эффекта она при этом не теряет, наглядно показывая, что любовь хоть и не побеждает смерть, но с ней умирать как-то не так страшно.
“Любовь и другие лекарства” (режиссер Эдвард Цвик, 2010)
Любовный треугольник с болезнью разыгрывают на экране Джейк Джилленхол и Энн Хэтэуэй. Фильм также снят по книге, науч-поп автобиографии с длинным и подробным замысловатым названием про “виагру”.
Все взрослые люди понимают, что самое серьезное “залипалово” начинается с фраз, типа, “давай без обязательств”, “я не хочу длительных отношений” или же: “это просто секс”. Вот это как раз тот самый случай. Герой Джилленхола – бойкий представитель фармкомпании (по ним и по их конспирологическим схемам работы с докторами в клиниках тут тоже пройдутся) знакомится с классной девушкой, которая устраивает его своими взглядами и установкой на “просто секс”.
Но чем дальше, тем сложнее. У Мэгги есть тайна, и эта тайна – начальная стадия болезни Паркинсона.
“Главное – не бояться” (режиссер Николь Кэссел, 2010)
Будет звучать ужасно, но это самый жизнерадостный и самый жизнеутверждающий фильм про рак. Не стоит шарахаться от жанрового ярлыка “романтическая трагикомедия”. История Марли (в исполнении чрезвычайно убедительной Кейт Хадсон) проста. Она – обычная девушка с необычным отношением к жизни, и судьба ей приготовила отнюдь не изящный “шах-и-мат”: рак кишечника. И классного доктора-красавчика. Доктора играет Гаэль Гарсия Берналь, а его и перед смертью полюбить не зазорно.
“Даллаский клуб покупателей” (режиссер Жан-Марк Валле, 2013)
“Тяжелая артиллерия” в нашем списке. Реальная история техасского электрика и ковбоя, “мужикастого мужикана”, то есть “отъявленного” гетеросексуала Рона, которому врачи дают ровно месяц жизни, потому что обнаружили у него терминальную стадию СПИДа. Рон кидается в библиотеку, да-да, на дворе 80-е, про болезнь известно очень мало, кроме того, что болеют секс- меньшинства и всякое “отребье”, и в клинику, где многие врачи по-прежнему в замешательстве, с лекарствами туго и все сложно.
Тогда он пересекает мексиканскую границу и невероятными усилиями выстраивает свою сеть фармацевтической помощи людям с ВИЧ, начав прежде всего с себя, отринув свои гомофобные взгляды и сосредоточившись на главном и самом важном, на том, чтобы выжить.
Актуальность “Даллаского клуба покупателей” сложно переоценить, если вы имеете хоть какое-то информационное представление о том, через ЧТО проходят у нас люди с этим диагнозом. Для этой роли Мэттью МакКонахи и Джаред Лето, играющий тоже больного СПИДом трансвестита Рэйона, похудели на 22 ина 13 кг, соответственно. А реальный герой этой истории Рон пережил поставленную ему врачами дату смерти на 7 лет.
“Я, Эрл и умирающая девушка” (режиссер Альфонсо Гомес-Рехон, 2015)
Еще одна история про подростков, точнее, старшеклассников. У никому не известной в школе девочки лейкемия, об этом очень быстро узнают буквально все и родители одного из мальчишек выпроваживают его “пособолезновать”, но не тут-то было. К парочке присоединяется еще один друг, и на троих они соображают, как бы так незаметнее этот проклятый рак отступил.
У парней есть забавное увлечение: они берут известные фильмы, переделывают их названия на более дебильные и переснимают на любительскую камеру. Троим друзьям почти не будет больше грустно и скучно.
“Виноваты звезды” (режиссер Джош Бун, 2014)
Эта мелодрама – тоже экранизация. Главные герои встречаются в ненавистной группе психологической поддержки – у нее рак, у него в результате болезни – ампутирована нога. Ребята отправляются в Амстердам, там должна пройти встреча с ее любимым писателем, но что-то пошло не так. И дело даже не в самой встрече, у парня начинается рецидив. И красивая история любви получает не менее красивое, но трагическое завершение.
“Моя жизнь без меня” (режиссер Изабель Койшет, 2003)
Сценарий основан на рассказе Нэнси Кинкейд. Картина снята в несколько отличной от других фильмов в нашем списке манере. Беспросветная жизнь двадцатитрехлетней героини просто становится еще хуже после того, как она узнает, что у нее рак яичника, и осталось месяца два, не больше. Тут-то в Энн просыпается боец и философ.
“Жизнь прекрасна” (режиссер Джонатан Левин, 2011)
Герой Джозефа Гордон-Левитта, когда выслушивает вердикт врача, вполне резонно восклицает: “Но ведь я не курю, не пью и занимаюсь спортом!”. Это, пожалуй, главное в понимании и осмыслении онкологического диагноза, с этого все начинается и в фильме. И онкология не выбирает только пожилых куряг и алкоголиков.
В актерском тандеме с Гордон-Левиттом разминается Сет Роген, известный комедийный актер из поколения любимцев Джадда Апатоу. Шутки у парней порой дурацкие и даже идиотские, но иногда это единственный способ отвечать на абсурдность и неизбежность смерти.
“…А в душе я танцую” (режиссер Дэмиен О’Доннелл, 2004)
Ирландский ответ болезням. Главный герой, двадцатичетырехлетний парень, разбитый ДЦП и вынужденный передвигаться на коляске и жить в инвалидных домах. В новой клинике он знакомится с другим парнем в коляске, Рори (очень классная ранняя работа Джеймса МакЭвоя, в комедйином амплуа мы его с тех пор не видели), который убежден, что жизнь, что бы ее ни сопровождало, все равно дар, а подарками не разбрасываются.
“Уже скучаю” (режиссер Кэтрин Хардвик, 2015)
А вот эта история про дружбу и рак основана на радиоспектакле. Две лучшие подружки получают абсолютно разные мессиджи с небес: одной ставят онкологию, а другая понимает, что беременна. Типичный диалог двух закадычных: “Ты узнала про опухоль две недели назад, как она успела так вырасти?!” – “Она такая же агрессивная, как и ты!”.
Фильм полон шуток в духе эпизодов “Секса в большом городе”, когда рак был у Саманты. Подружек играют Дрю Бэрримор и Тони Коллетт.
Подборка и текст: PICS.ru
Читай также:
12 самых правдивых фильмов о необычной любви (18+)
Как поддержать заболевшего друга и не сделать его жизнь еще хуже
Книги-дневники, от которых сжимается сердце