Хороша ли картина, в которой в первые 5 минут действия зажаривают собаку? Конечно, хороша, если вертел крутит очаровашка Том Хидллстон, ему многие многое готовы простить. К тому же, в фильме мы целых полсекунды видим его голышом. Но, расскажем все по порядку.
“Высотку” снял британец Бен Уитли по одноименному роману Джемса Балларда, писателя, почитаемого любителями мрачного психопатологического и научно-фантастического жанров. Тут необходимо отметить, что два других романа Балларда были экранизированы не абы кем, а Спилбергом (“Империя солнца”) и Кроненбергом (“Автокатастрофа”).
Предыстория, да и сама история “Высотки” не предвещали ничего хорошо с самого начала, но, если повториться, присутствие Тома Хиддлстона немного приукрашивает этот двухчасовой антиутопический треш-мрачняк.
Главный герой – доктор Роберт Лэнг, подчеркнуто сдержанный физиолог, с непроницаемым лицом сдирающий кожную маску с отсеченных от трупов голов, чисто для науки. Зрителю дают понять, что в жизни Лэнга произошла некая семейная трагедия, после которой он въезжает в новую квартиру в той самой Высотке.
В доме образцового содержания, построенного демоническим архитектором-демиургом Ройялом (Джереми Айронс) царит бытовая иерархия и строго заведенный порядок. Здесь есть все: бассейн, супермаркет, скоростные лифты, жильцы покидают дом лишь для того, чтобы пойти на работу, а встречаются в основном на внушительных размеров парковке и на многочисленных декадансных вечеринках, со временем превращающихся в макабрические оргии. Но это все потом.
“Стерильное” обаяние героя Хиддлстона действует на жителей мрачной выстотки почти магнетически. Он очень быстро заводит знакомство со всеми ключевыми персонажами этой высотной декорации и оказывается замешан в цепь сюрреалистичных событий и происшествий. Его соседка сверху – роковая вертихвостка Шарлотта (Сиенна Миллер), помощница самого Ройяла и, по совместительству, мать-одиночка. Сынок Тоби любопытный очкарик с пытливым умом будет крутиться вокруг Лэнга на протяжении всего фильма, напоминая, что умненькие мальчики с плохим зрением в кино бывают не просто так.
Жизнь в “Высотке” крупными мазками перерисовывается в нарастающий межклассовый конфликт низов и верхов, хотя, по сути, начинается все забитого мусорпровода, образ, который будет невероятно близок обитателям среднестатистических российских многоэтажек.
Самым активных представителем сил нижних этажей становится брутальный и резкий неудачник, уволенный с телека документалист Уайлдер (Люк Эванс), который переходит с отрешенным диким видом из сцены в сцену, надирается до рогатых чертей, отчаянно желает отыметь Шарлотту, устроить кровавую революцию и наказать весь мир. При этом дома у него медленно сходит с ума крайне беременная жена (Элизабет Мосс) и выводок детей мал мала меньше.
Колода образов в “Высотке” крайне разнообразна и представляет из себя классический социальный срез “каждой твари по харе”, и так как две трети экранного времени занимает динамичная деградация общества внутри одной бетонной коробки, не лишне будет предостеречь зрителя, что от некоторых моментов реально укачивает.
Собачка тут гибнет не одна, в “Высотке” еще топят в бассейне невинную афганскую овчарку, из-за которой страшно убивается локальная звезда и королева драмы, и съедают белую лошадь.
С людьми обходятся по-разному. Кому-то Лэнг поставит неправильный диагноз и пациент сам улетит головой вниз на припаркованный “мустанг”, кого-то просто замочат каким-нибудь общеизвестным анархическим способом. Все перерастает в одну бесконечную вечеринку с перерывами на разорение продуктовых полок в супермаркете. Радует тут только одно, в разграбленном магазине почти до самого конца не заканчивается рислинг, который весь фильм прихлебывают герои “Высотки”, никогда бы не подумали, что употребление белого вина приводит к таким деструктивным последствиям.
Одним из самых запоминающихся диалогов в “Высотке” становится вопрос Сиенны Миллер, адресованный Хиддлстону в тот момент, когда он, завалив ее на стол, делает ей куннилингус. “Как погибла твоя сестра?”, такой вот вопрос. Pics.ru, кстати, часто формирует рейтинги самых неуместных фраз во время секса, вот эта кинематографическая, судя по всему, – вышак.
Прекрасного в “Высотке” предостаточно, но воспринимается картина как один ну очень длинный клип. Визуализация разложения и упадничества все-таки очень долго просуществовала в епархии клипотворчества времен расцвета MTV, и отделаться от ощущения, что это классное затянутое донельзя видео на классную песню нет никакой возможности.
Саундтрек в “Высотке”, и правда, наикрутейший. Ответственен за него композитор Клинт Мэнселл, который много работает с Дарреном Аранофски, и, в частности, выступил автором музыкальной дорожки к “Реквиему по мечте”. В “Высотке” главная музыкальная тема – кавер на “SOS” ABBA, помпезная оркестровая версия и камерная, но пронзительная – от трип-хоп легенды Portishead.
После динамично прокручиваемого человеческого фарша развязка и концовка “Высотки” становятся почти “умиротворяющим” заключением и торжеством нездорового смысла “курильщика”. Ведь что может быть прекрасней, чем идеальное будущее среди женщин в белых одеждах, вооруженных ножами.
Пила рислинг и деградировала вместо вас: Полина Маренич
Читайте также:
#ПроКино. “Книга джунглей”: Маугли наносит новый удар
#ПроКино: мы посмотрели это за тебя. “Марсианин” (США, 2015)
#Прокино: мы посмотрели это за тебя. “Дочь бога” (США, 2016)