Умные глубокообразованные исследователи считают, что в сказках отражены архетипы и что на сказки надо смотреть как на артефакты. Мы считаем, что сказках очень часто отражена повседневная жизнь – прошлая и сегодняшняя. Как именно? Читайте.
Снегурочка – сказка об особенном ребенке
У бездетной пары рождается поздний ребенок, – и ребенок особенный, как будто из другой стихии – нежная прозрачная девочка, словно из снега. Они ее любят, они с ней нежны, но они простые люди. И она изо всех сил старается быть обычной девочкой. Делает все то же, что делают обычные девочки – помогает по хозяйству, вышивает, водит с подружками хороводы… Но чем активнее она живет, чем сильнее старается быть, как все (весна, расширение круга общения, изменение окружающей среды), тем ей тяжелее, она все грустнеет и грустнеет, все больше прячется от мира (сидит в тенечке). И все усиливается давление на нее (иди поиграй с подружками, попрыгай через костер).
И вот кульминация, она заставляет себя сделать то, что ей по ее натуре ну никак не идет. И в самый решительный момент она вдруг понимает, что она – это она, что она имеет право быть той, кто она есть – снежной девочкой, облаком, дождем… И она уходит от девочек, позволяя быть себе самой собой – улетает облаком… У сказки финал открытый.
Но мы можем дофантазировать, что она просто живет такой, какая она есть, – облаком, дождиком, снегом. И родители сначала горюют, а потом принимают ее, – радуются дождю, радуются снегу, снова лепят снежную девочку, она снова оживает, но они уже позволяют быть ей такой, как она есть. И с социализацией у нее проблем нет. Она человек своей стихии, и со временем ее работа будет поддерживать жизнь на планете, питая ее влагой…
В какой еще сказке главный герой – особенный ребенок?
«Гадкий утенок», конечно. В семье рождается «не такой» ребенок, его не принимают, гнобят, прогоняют. Счастье для него наступает тогда, когда он встречает таких, же как он, – своих.
Гуси-лебеди – сказка о крестьянском укладе
В одной деревне на опушке леса жил маленький мальчик. Звали его Ваня. Жил он со старшей сестрой Машей и родителями. Родители каждый день ходили работать – в поле, в огород, за скотиной, а Ваня оставался с Машей. Да, так раньше крестьяне жили. Тяжело работали каждый день без выходных, а маленьких детей старшие девочки в семье нянчили, даже поиграть им самим было некогда…
Грустная сказка. О труде и об ответственности не по возрасту, что ложилась на крестьянских девочек. И о том, что лучше в лесу пропасть самой, чем сказать родителям, что братца не уберегла. Вообще в этой сказке непростая коллизия. По-хорошему, опасно было девочке идти в лес искать брата. Но как ей было поступить? Не ходить?
Что бы ее ждало, ясно. Поругали бы, может, отец избил бы. Но ничего, пережила бы, мальчика нового бы родили. Но ей самой – какое ей было самой принять решение? Для нее было однозначно, что сама виновата, самой и отвечать (так она в мультфильме и говорит). Но она еще ребенок, и отвечать за другого человека – непосильная для нее ответственность. А романтизация прошлого (и традиционного уклада) есть зло.
В каких еще сказках описывается тяжелая участь детей из народа?
«Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Крошечка-хаврошечка», «Баба Яга»… Сам факт, что родителям приходится уводить детей в лес, потому что нечем их кормить, говорит о многом.
Сказка о мертвой царевне – сказка о женской доле
В сказке пять женских образов: Царица-мать, Царица-мачеха, Царевна, Чернавка, Черница. Царица – мать предельно функциональная. Ее роль – быть верной (ждать царя из похода, не отвлекаясь ни на что) и родить. Отвлекаться даже на смену времен года – это уже неверность.
Царица-мачеха. Умная, яркая женщина, которой не к чему применить свои силы. И она пускает их в борьбу за то, чтобы быть первой в единственно возможной для нее сфере – в сохранении своей красоты. Вплоть до физического устранения конкуренток.
Царевна. Царевна попадает в дом богатырей и сразу занимает – сама – причитающееся ей женское место: ведет дом.
Примечательна фраза “им она не прекословит – не перечат ей они”. Не исключено, что здесь не описание мира и благодати, а причинно-следственная связь, – богатыри не перечат царевне потому, что она не прекословит им и у них нет претензий к тому, как она их обслуживает.
После того как богатыри потребовали исполнения других женских обязанностей (пришли свататься), ей осталось только уйти, причем уйти с достоинством (умереть). То есть ей не было места в социуме, пока она не принадлежала мужчине. Она была дочерью своего отца. Потом прислугой богатырей. Отказалась быть женой, – все, жизнь холодна и пуста, как сон в хрустальном гробу. Вернуться в социум она может только через замужество.
Чернавка, сенная девушка. Роль – прислуга, у которой даже нет своей комнаты и своей жизни. Выполняет все приказания хозяйки. Но, как ни странно, именно чернавка самая человечная: «не убила, не связала, отпустила…» Хотя человечность ли это? Не подачка ли это будущей вероятной царице-хозяйке? Нищая Черница – женщина, которая принесла Царевне яблоко. Профессиональная приживалка и исполнительница тайных поручений знатных женщин. Слой деклассированных женщин, о котором мы мало что знаем, но игравших достаточно значимую роль при высокопоставленных женщинах.
Другие сказки о незавидном месте женщин
«Иван-царевич и Серый волк» – женщина как товар. «Сивка-бурка» – женщина как инструмент внешней политики. Продолжите список…
Братство кольца – сказка о зависимости
Предмет зависимости – кольцо. Смеагорл становится зависимым от кольца после первой же дозы. Когда кольцо исчезает, его накрывает тяжелейший абстинентный синдром – вся жизнь посвящена поиску кольца (вещества, вызвавшего зависимость).
Фродо морально здоров. Он настолько по натуре далек от зависимостей, что кольцо не имеет для него ценности. Но он так или иначе принимает его ежедневно. И оно постепенно делает свое злое дело. Сначала у Фродо возникает привыкание, – кольцо становится значимым, а потом системообразующим фактором его жизни (ни ужина без рюмки, например), происходит принятие кольца как части себя. И в конце концов и Фродо сдается и становится зависимым.
Для Горлума в финале происходит обретение себя через обретение кольца, полное погружение в зависимость и гибель.
Фродо «соскакивает». Исчезает кольцо, больше ни дозы, больше ни капли, и он восстанавливается. Но он уже нарушенный, и он все равно не может возвратиться полностью к нормальной повседневной жизни.
Краденое солнце – сказка о массовом психозе
Солнце по небу гуляло и за тучку забежало… Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. А сороки-белобоки побежали по полям, закричали журавлям: «Горе, горе, крокодил солнце в небе проглотил!». И все поверили в фейк про крокодила. И ведь выходят на борьбу с врагом! И этого врага даже побеждают. Злая воля или атмосферное явление? Вот вопрос вопросов всех бунтов и революций.
Дюймовочка – сказка о стокгольмском синдроме
Стокгольмский синдром – это привязанность к насильнику, которая формируется у жертвы. У Дюймовочки он налицо. Полевая мышь использует ее как прислугу за кормежку (рабовладение), продает ее в невесты соседу-олигарху (сутенерство), ограничивает ее социальные связи – только два раза в день ей разрешено на минуту выйти из норки (психологическое насилие). Но когда весной появляется возможность уйти, Дюймовочка демонстрирует эмпатию к мыши и остается с ней.
Причина стокгольмского синдрома в том, что жертва как бы делегирует насильнику часть своей личности (в первую очередь свою волю) и контроль над своей жизнью. И когда происходит расставание, жертва испытывает очень сильный дискомфорт, так как то, что у нее забрали, ей не вернут.
И только когда обстоятельства складываются так, что расставание с мышью становится все равно неизбежным (замужество), Дюймовочка решается воспользоваться предложенной помощью и уйти.
Автор текста: Наталья Калашникова
Читай также:
10 фильмов-сказок, которые понравятся не только детям
Как “Дисней” изменил сюжеты детских сказок
Топ-10 сказок, которые пугают родителей, а детям нормуль