Как контролировать ребенка, чтобы он был несчастлив, употреблял наркотики и плохо учился

Как контролировать ребенка, чтобы он был несчастлив, употреблял наркотики и плохо учился

kid

Недавно мы публиковали рассуждения нашей колумнистки Эллы Дерзай о том, возможно ли вырастить ребенка не невротиком. Можно! А вот как именно это сделать – рассказывает психотерапевт Адриана Имж. В жанре “вредных советов”.

Предположим, у тебя есть ребенок, и ты хочешь ему исключительно зла. Ну так получилось. Бесит он тебя. И тебе нужна инструкция, как испортить ему жизнь — раз и навсегда.

На помощь нам приходит наука — сотни психологов-исследователей потрудились, чтобы предложить нам работающий вариант. В разработке стратегии я использовала исследования студентов Лоры Вайс и Конрада Шварца (2005), детей и родителей Каисы Аннола и Джари-Эрика Умри (2005), исследования Роберта Коплана (2009), Гразины Кочанска и ее коллег (2000, 2006), а также теоретический обзор по более, чем 50 современным исследованиям стилей воспитания Эндрю Коллинза и его коллег (2000).

А для совершенно нормальных скучных матерей, желающих своим детям добра, здоровья и успехов, в конце расскажем о том, какие виды контроля приводят к позитивным результатам. Так сказать, двойная польза — настоящие вредители узнают, как ни в коем случае не надо делать, а то, мало ли, этот паршивец (или эта паршивка) вырастет счастливой и довольной.

Итак, есть два типа контроля, которые с большой долей успеха испортят твоему ребенку жизнь — самурайская невозмутимость и навязчивая авторитарность.

Контроль в стиле ниндзя

kid3

Первый способ очень простой: сделай вид, что ребенка у тебя нет. Обращайся с ним, ну… примерно, как с белочкой в парке — оставляй на видном месте еду и одежду. Не разговаривай с ним, не интересуйся уроками, не ходи на родительские собрания, не жалей, когда он ударился, не подходи, когда плачет, отпускай на любые тусовки без единого вопроса, оставляй одного дома в любом возрасте и на любое время — еда-то и одежда на видных местах. Разберется как-нибудь. Если же он тебя-таки достал — реагируй равнодушно и с ленцой. И, конечно, не сразу. Рано или поздно ему надоест, и он отстанет. Лучше при каждом общении вообще делать вид, будто ты не помнишь, кто это, и как он здесь оказался.

Это проверенный, качественный способ. Дети при таком воспитании никому не доверяют, показывают самые низкие результаты по успеваемости, склонны принимать наркотики и много пить, легко попадают в секты, плохие компании, созависимые отношения. И преступниками становятся — с куда большей вероятностью. Представляешь, так ты, может быть, даже сможешь вырастить настоящего гангстера! Даже если им повезло, и им удалось выбраться живыми к двадцати пяти годам — ничего страшного. Все равно у них будет невроз, депрессия, низкая самооценка и склонность к тревожным расстройствам. Ну и ощущение, что они никому не нужны. В общем, успех.

Контроль в стиле вертолет

kid1

Второй способ — навязчивый авторитарный контроль. В первую очередь, психологический. Очень важно говорить при этом, что ребенок у тебя — сущее наказание, ничего сам не может. Подчеркивать, что без тебя он уроки не выучит, посуду не вымоет, в институт не поступит, замуж не выйдет (и не женится), ребенка не родит, а если родит — то убогого. Как говорила одна моя клиентка: “Моя мама — Бэтмен, и найдет меня везде”.

Такие родители еще называются родители-вертолеты – потому что, как ни прячься, вездесущий прожектор высветит и тебя, и все твои косяки. Такой родитель обязан быть везде, где бывает ребенок. Оптимальный вариант — вообще не пускать его в социальные учреждения, но если уж есть такая необходимость — можно пойти воспитателем в его детский сад и учителем в школу. Ну или хотя бы уборщицей. Но такой — интеллектуальной уборщицей. Которая все про всех знает, а при случае — выведет на чистую воду. При этом важно, разумеется, не спрашивать, как ребенок себя чувствует или чего он хочет, – ты же мать, ты лучше чувствуешь. Диалог должен строиться в приказном и контролирующем стиле: что ему нужно сделать, когда, где и что должно лежать, стоять, висеть. Ни в коем случае не интересуйся мнением ребенка. У него говно, а не мнение.

Это, конечно, более утомительный вариант воспитания, чем первый, зато и результаты тоже отличные — эти дети не умеют строить контакт с близкими людьми, поэтому они, скорее всего, не впишутся ни в один коллектив, не женятся (а если и женятся — то неудачно), зато у них большие проблемы с учебой, они плохо запоминают новое и вообще экспериментируют, мальчики — с удовольствием пьют и принимают наркотики, а девочки — страдают от депрессии и тревожных расстройств. Впрочем, мальчики тоже страдают, просто немного меньше.

Полезный контроль

kid2

Какой же тип контроля ребенку полезен? Их два, и самый удачный вариант — когда они идут вместе.

Первый вид контроля построен на позитивном интересе. Именно так — просто интересоваться, как дела у ребенка, и хвалить его за успехи — это тоже вид контроля. Простые вопросы “тебе было интересно?”, “тебе понравилось?”, “что вы сегодня в школе делали?”, “какой красивый цветок!” – очень помогают и быть в курсе жизни ребенка, и создавать у него ощущение, что он нужен, что он молодец и что-то может. Этот же подход обучает и ребенка интересоваться близкими, учит его эмпатии, сочувствию, поддержке, что затем помогает ему успешно адаптироваться в коллективе, устанавливать дружеские и любовные связи, интересоваться чем-то новым.

Второй — организационный. Ребенку нужна структура, план, алгоритмы, по которым он сам сможет действовать. Здорово, если и он принимает участие в их разработке, а то и сам их себе придумывает. Также такие структуры должны быть достаточно гибкими, исходить из ресурсов ребенка и меняться со временем. Таким образом мы поддерживаем ребенка, учим его быть самостоятельным и последовательным. Это формирует ответственность за свои поступки, учит “есть слона по частям” – решать проблемы по очереди.

Дети из семей, где используются эти два типа контроля, более устойчивы к влиянию плохих компаний, значительно меньше употребляют алкоголь и наркотики, даже когда родителей рядом нет, хорошо отзываются на позитивное влияние группы — такое, как предложение заниматься научной деятельностью, например. Значительно реже сталкиваются с депрессиями, неврозами и тревожными расстройствами. Так что, если вы хотите своим детям добра — вы теперь тоже знаете, что делать.

Текст: Адриана Имж
Фото: Shutterstock

Интересно, что еще подсказывает психология? Читай!

Как правильно себя обесценивать – рекомендации психолога
Как правильно себя ценить – рекомендации психотерапевта
Зачем ребенку нужен отец? С точки зрения психотерапевта
Как быть, если ты влюбилась “не в того”? Рекомендации психотерапевта

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
25.01.2016

Не забудь поделиться статьей: