Что бы такого съесть в зимнем Стамбуле? 

В Турции отдыхали если не все, то почти все. В Стамбуле тоже бывали многие. Кто-то ездил туда с экскурсиями, кто-то дикарём, кто-то в гости к друзьям. Так что благословенный Константинополь вы знаете вдоль и поперёк. Ну, по крайней мере, вам так кажется. И уж тем более все (или почти все) плотно знакомы с турецкой кухней.

Кого из вас не водили в роскошные рыбные рестораны на Босфоре? Кого не угощали шиш-кебабом, обжигающим лахмаджуном и сытной мясной пиде? Кого не пичкали приторной пахлавой? И конечно же уличная стамбульская еда тоже не прошла мимо вас. Донер, гёзлеме, каштаны, мидие-долма и даже аналог нашей крошки картошки – кумпир – всё это вы пробовали сотни раз. Возможно вы пробовали не менее сотни раз и те яства, что мы сейчас перечислим. Но мы и не стремимся вас удивить. Мы хотим напомнить тем, кто собирается зимой навестить Константинополь о настоящей (а не туристической) уличной еде. И о том, что зима – лучшее время побаловать себя.

Душеспасительная Ишкембе чорба

Вам придётся встать в пять утра и пойти куда глаза глядят. Чем дальше от туристических районов , тем лучше. Вас будет подмывать взять такси и попросить сонного таксиста помочь с географией, но не делайте этого. Таксист, как всякий гордый турок, захочет показать иностранцу «всё самое лучшее», а значит, вы никогда не попробуете настоящей ишкембе чорбасы – утреннего похмельного супа из рубца. Поэтому топайте вперёд сами до тех пор, пока позади останутся огни большого города, витрины магазинов и ушлые продавцы «настоящего Армани». Заберитесь в дальние дали, найдите там турецкого дядечку с внешностью доброжелательной, но многоопытной и спросите его где тут «Ишкембе салон». «Где тут» можете опустить. Достаточно волшебного слова «ишкембе», чтобы он признал в вас «своего» и показал лучшее в квартале заведение, где готовят этот воистину благословенный суп. Здесь будет не слишком чисто, не слишком светло, пахнуть будет тоже так себе, скорее всего стулья окажутся кривоногими, а столы покоцанными. Да! Это то, что надо! Просите сразу двойную порцию ишкембе и айран. Предупреждаем, Ишкембе – вещь на любителя. Но если густая (так что ложка стоит), липкая, обжигающая, духовитая похлебка с приправой из мелко-порезанного чеснока, уксуса и красного перца вам по нраву, вы попали. Отныне и навсегда вы фанат ишкембе. Ешьте с хлебом. Запивайте айраном. А потом вам принесут чай. Из салона ишкембе вы выйдете обновлённым и игривым, как котёнок.

Жизнелюбивый бёрек

Если вы думаете, что после двойной порции ишкембе вам ничего захочется, вы ничего не знаете о жизни. Смысл ишкембе – спасти человека, а не насытить его. Поэтому через полчаса вы жутко проголодаетесь. Тут то и настанет время для бёрека. Бёрек – это слоёный пирог. Мы бы сказали, что это эдакий «Наполеон» с начинкой из мяса, сыра или шпината, но это не совсем верно, потому что тесто в бёреке другое. Но какая вам разница, что там за тесто? Ваша задача зайти в пирожковую – она стопроцентно будет в двух шагах от салона ишкембе и попросить себе граммов сто бёрека с мясом, граммов сто бёрека с чем вы там еще любите, и непременно чуточку простого бёрека, на который вам сыпанут горсть сахарной пудры. Ваши бёреки вам пошинкуют ножом на крошечные порционные кусочки, а дальше сами решайте – будете ли вы есть его здесь, за таким же покоцанным столом, в компании шумных рыбаков или торопливых клерков, или же возьмёте горячий пакет в руки и пойдёте с ним в парк, а лучше к Босфору. Ничего нет лучше утреннего Босфора с мясным бёреком и чаем, который вам непременно предложит маленький смешливый чайджи. Обещаем, ровно через 20 минут, вместе с рассветом, а то и раньше, в вашу душу придет радость.

Соблазнительная поача

Вот тут (хотя в вас, конечно же, уже ничего не лезет) мы бы предложили вам взять у того же чайджи поачу. Поача – это сдобный маленький пирожочек обычно с белым сыром, сверху усыпанный тмином или маком, или тем и другим вместе. Стоит он сущие копейки, но так нежен и рассыпчат, что вы и сами не заметите, как «уговорите» его под ещё один чай. После чего вы решите, что с едой на сегодня все, и направитесь гулять по набережной, разглядывая прохожих, достопримечательности и военные корабли НАТО.

Возбуждающие кёфте

Обещаем, что через минут сорок вы уже «растрясёте» ваш завтрак, и начнёте с любопытством втягивать в себя воздух, пахнущий морем, рыбой и чем-то вкусненьким. Чем? Вот тут самое время наткнуться на уличного кёфтеджи – котлетчика (хотя по-русски так, кажется, не говорят). Вам нужен именно уличный кёфтеджи, хотя в местных кёфте-салонах готовят ничуть не хуже. Просто есть жаркие, тугие, сочные котлеты на воздухе – совсем другое дело. Главное тут не облажаться и найти «правильного» котлетчика. Правильный котлетчик – тот, к кому очередь. Так что выждите минут пятнадцать, определитесь и в атаку. Ах эти крошечные котлетки- кёфте, щедро поперчённые, сочные, идеально прожаренные на перевозном часто самодельном гриле! Когда сжимаешь такую котлетку зубами, вокруг тебя замирает мир. Потом раскусываешь и почти теряешь сознание от экстаза. Ах да. Никаких «четвертинок» – «полвинку» не меньше (так считают здесь порции, в зависимости от того половинку или четвертинку батона нужно избавить от сердцевины, чтобы заложить туда котлетки и овощи). Домашний айран конечно же брать, чай пить, и, если позволяет желудок, просить положить в овощи побольше острого перца. Ну, пожжёт слегка. Зато какой после порции кёфте прилив энергии. Горы хочется свернуть!

Умиротворяющая Мержимек чорба и простодушная Куру Фасулья

По нашим прикидкам, сейчас должен быть полдень. Вы, наверняка нагулялись, устали и, в общем, не мешало бы уже по-человечески пообедать. Да ладно вам капризничать и нарочито тяжело дышать – приедете домой и сядете на свою диету. А сейчас позвольте себе гастрономическую оргию. Тем более, что вы уже всё для этого сделали. Короче, мы предлагаем вам отобедать в рабочей столовке. Такие столовки обычно устраиваются в полуподвальных помещениях, выглядят, прямо скажем, не презентабельно, а ещё там всё время сидят усатые хмурые люди и едят невнятную пищу из железных подносов с выемками. Видели? В общем, ищите ближайшую столовку и пошли уже обедать как люди, а не как туристы. Нет! Никто не будет на вас здесь косо смотреть. Хватайте поднос и выбирайте всё, что вашей душеньке угодно.

Мы, в качестве зимней еды, советуем взять мерджимек чорбасы – чечевичный суп и куру фасулью – белую варёную фасоль с мясом. Суп здесь принято сдабривать крупным красным перцем и щедро заливать лимоном (не забудьте взять с подноса половинку), а к фасулье положено брать чашечку белого риса и мисочку солений. Ну там разной капустки, морковки, помидорки и конечно же перца. Не мучайтесь с ножом и вилкой. Ложка – оружие пролетариата. И когда мерджимек чорбасы умиротворит ваш ЖКТ, а грубая, но бесконечно вкусная фасоль с острым перцем вприкуску напомнит о рабоче-крестьянских корнях (даже если их у вас никогда не было), выпейте чаю. А потом откиньтесь на спинку пластмассового стула и порадуйтесь, что вам сейчас не нужно к станку. Вам даже в офис не нужно. Вы – чёртов турист. Вы немедленно идёте в гостиницу лежать. Даже едете на такси. После куру фасульи так всем будет лучше.

Весёлый Симит

Мы разрешили вам поспать до пяти. Пора вставать. Тем более, что под окном уже раз десять пробежал симитжи – продавец бубликов. «Симит! Симит! Симит»! – орёт парнишка за окном и вы понимаете, что, в целом, можно бы и покушать. Не знаем, пробовали ли вы до этого стамбульские симиты, или отчего-то стеснялись окликнуть бойкого торговца, в любом случае, сейчас самое время скушать бубличек. Открывайте окно, кричите «симитджииии», показывайте один палец (симитжи поймёт вас правильно), или больше, если уверены в своих силах и ждите. Через минуту симитжи уже постучит в ваш номер. Если симит горячий, это классно. Если нет, то тоже ничего. Но мы хотим, чтобы всё было по высшему разряду, поэтому знаете что – не зовите торговца к себе. Выйдите на улицу сами. Потребуйте самый горячий из всех симитов и, кусая его за поджаристый бочок, топайте в ближайшую чайную. Вы ведь уже целую вечность не пили чай.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
24.11.2014

Не забудь поделиться статьей: