Чем cтарше ребенок, тем меньше ты ответственна за эту ситуацию. В его (ее) тридцать лет ты уже не при делах. В пять – это полностью твой головняк. Пока не вырос готовый бука, надо что-то делать.
Проблема эта может иметь три разные причины, а это значит, что есть три основных подхода к ее решению. Бывают, конечно, смешанные случаи, ну так никто не мешает методы совмещать.
Ребенок некоммуникабелен
Да, это может быть просто свойством характера. Но даже если у тебя, не дай Бог, растет маленький аспи, никто не мешает учить его мелким приемам “как расположить людей к себе”.
Само слово “коммуникабельность” не является синонимом слова “общительность” – общительному коммуникация нравится, а коммуникабельный ее умеет. Всё умеет: как подойти к тому, с кем ты хочешь пообщаться, что сказать, а какие действия, наоборот, сильно обижают людей и портят отношения. В норме эти вопросы обсуждаются и обкатываются, начиная со средней группы детского сада.
К школе человек уже знает, что дружбу не купишь, но подарок на Новый Год или Восьмое Марта повышает шансы начать общаться с одноклассницей, с которой хочется подружиться, а заступиться за товарища перед лицом противника – опасно, но сулит многочисленные выигрыши (и товарищ заценит, и противники, как ни странно, станут больше уважать). Если с “заступиться” ты можешь помочь только советом, то вопрос подарка в твоих руках – ребенку можно подсказать и саму идею, и помочь с выбором, и, само собой, тебе придется это оплатить. И именно тебе придется сообразить, какой ценовой категории подарки адекватны именно этому детскому коллективу. Есть места, где с восхищением примут лист наклеек, а есть такие, где надо приложения к айфону выкупать.
Кстати, деньги и материальные возможности облегчают ребенку коммуникацию только в том случае, когда они не превосходят намного средних значений в именно этом коллективе. В разных коллективах (школа, секция, команда) эти средние значения могут отличаться, и следить, чтобы твой ребенок не оказался в глазах группы ни нищебродом, ни буржуем, надо тебе. С ребенком можно это обсуждать, но откалибровать это сам ребенок, скорее всего, не сможет.
Тут не с кем дружить
Этот оборот речи часто используют несимпатичные люди, но нельзя сказать, что на самом деле так не бывает. Бывает. Класс, в котором сложилась с попущения учителя жесткая стайная иерархия, будет отвергать новичка, недостаточно гибкого, чтобы стать шестеркой и недостаточно агрессивного, чтобы прогнуть всю стаю под себя. (По отдельности, дома, это могут быть в 70% случаев совершенно нормальные дети. Но динамика групп иногда строит и такие гримасы). И даже не новичку, а просто тому, кто не хочет ни гнуться, ни бороться за власть, в таком классе будет туго.
Что дело обстоит именно так, легко понять по тому, насколько твоему ребенку легко общаться в других коллективах. Например, на художке все отлично, девочки и мальчики созваниваются с твоим ребенком, дружно едят мороженое после занятий; с детьми твоих друзей – тоже все хорошо; а в классе затык.
Обычно это значит, что надо менять класс. Но имеет смысл обсудить с учителями возможность переформирования класса. Настрой в классе, например, может разительно поменяться на следующий год после ГИА (угадай почему). Вообще, чем сильнее дети заняты важным для них делом (подготовка к поступлению в профильном классе, спортивные или музыкальные выступления, выпуск внутриклассного анимэ, что угодно), тем меньше у них времени и интереса к бабуиньим играм в альфа-омега. Так что сильно иерархизированный класс – это обычно класс, в котором дети много бездельничают. Может, и действительно лучше уйти.
Нет контекстов для общения
А вот это – если, конечно, ребенку еще не тридцать – целиком твоя ответственность. Прошли те годы, когда во дворе каждой пятиэтажки было на выбор три компании ровесников с разными правилами и интересами. Ребенок сам не создаст себе группу, сейчас этим приходится озаботиться взрослым. Именно поэтому мы должны таскать молодежь с детского садика на всякие кружки и группы неочевидной полезности, все эти конструкторы, гоночные машинки, шитье платьев для кукол и спортивное надувание мыльных пузырей на объем. Причем выбирать желательно такие, где от детей требуется командная работа. Театральная студия, кстати, вообще идеальное место с этой точки зрения – и реальной коммуникации хочешь-не хочешь научишься, и изобразить что-то лицом в случае нужды тоже. Дети могут даже не стать близкими друзьями в первые школьные годы; важно, чтобы к подростковым годам у твоего ребенка был запас вменяемых ровесников, которым можно послать по вконтактику душераздирающую пикчу, и они ответят что-нибудь в духе “да, систа (бро), ты-то понимаешь как горька жизнь”. Ты ведь сама знаешь, как это важно.