Санкт-Петербург богат дворцами, но неброское на вид здание на Мойке занимает среди них совершенно особое место. И дело не только в фантастической роскоши внутреннего убранства, но в том мистическом ореоле, который неотделим от родового гнезда Юсуповых.
Главный из 57 дворцов
Своим нынешним обличьем дворец обязан Б.Н.Юсупову – несметно богатому вельможе, служившему при дворе камергером и в силу этого вынужденному постоянно пребывать в Петербурге. Учитывая статус Юсупова, о съемной квартире и речи быть не могло. Борис Николаевич купил у графини Браницкой построенный в 1770-х в стиле классицизм дворец, заплатив 250 тыс. руб. ассигнациями. Поскольку Юсуповы владели еще 56 дворцами в России и за ее рубежами, возможно, поначалу он не предполагал, что именно этот дворец станет главной резиденцией рода и войдет в историю. Но в его перестройку по проекту А. М. Михайлова и обустройство интерьеров Б.Н.Юсупов вложился по полной, тратя в 1830-1838 гг. огромные суммы.
Внутреннее пространство дворца при Б.Н.Юсупове поделилось на приватную часть – в ней располагались спальня и другие помещения членов семьи, и парадную, к которой принадлежат Мавританская, Зеленая, Синяя и Императорская гостиные. Главной задачей последней было сражать наповал гостей, демонстрируя необыкновенные возможности и беспредельное богатство Юсуповых. И сегодня тщательно восстановленные интерьеры заставляют посетителей замирать в восхищении: ведь буквально каждый предмет обстановки представляет собой произведение искусства.
Во времена Юсуповых на украшенных инкрустацией бесценных столиках стояли небольшие вазы, наполненные драгоценными камнями, а стены картинной галереи были сверху донизу увешаны шедеврами мировой живописи. Разумеется, обитатели дворца не могли обойтись без оранжереи, танцевального и концертного залов, а равно и без домашнего театра. В последнем и сегодня ставят спектакли, причем зрители наслаждаются не только отменной акустикой, но и великолепным позолоченным декором в духе барокко.
Однако за всей красотой и роскошью дворца скрываются мрачные тайны, так же как сияние рода Юсуповых омрачали черные легенды.
Проклятие и призраки
Происходившие от ногайского хана Юсуфа Юсуповы передавали из поколения в поколение предание, согласно которому родные отрекшегося от ислама хана заплатили некой колдунье, и та наложила на его потомков страшное проклятие. Им суждено иметь лишь одного наследника или наследницу – все остальные дети будут умирать, не дожив до 26 лет. Над легендой можно было бы посмеяться, если бы не одно обстоятельство: с середины 18 в. и до 1917 г. в роду Юсуповых доживал до зрелых лет лишь один ребенок. Причем проклятье распространялось не только на сыновей, но и на дочерей: так, сестра З.Н.Юсуповой Татьяна умерла 22-х лет (сегодня ее надгробный памятник можно увидеть в одном из залов дворца). Погиб на дуэли в 25 лет и старший брат Феликса Юсупова.
Под влиянием ли проклятия, или по иной причине, но и господа, и жившие во дворце слуги периодически сталкивались со странными явлениями. В запертых комнатах звучали чьи-то голоса, в темных коридорах мерещились в полночь чьи-то тени. Но в подлинный “дом с привидениями” Юсуповский дворец превратил тот самый Феликс, который вошел в историю как убийца Г.Распутина.
Дом убийцы
До наших дней практически нетронутым дошел выложенный кирпичами полуподвал, куда в конце декабря 1916 г. Юсупов и другие участники заговора заманили сибирского “старца”. Полуподвальное помещение было удобно не только потому, что из него не долетали звуки, но и потому, что оно имело отдельную дверь на улицу.
Какова бы ни была личная и политическая неприязнь Юсупова к Распутину, жестокое убийство гостя в доме и руками хозяина – это непростительный грех согласно всем религиям мира. Неудивительно, что и спустя сто лет в величественных залах ощущается нечто недоброе, некая темная аура, а сотрудники дома-музея предпочитают не задерживаться в нем после рабочего дня. С этой темной аурой ничего не могла поделать даже советская власть, устроившая во дворце Дом учителя. И в 1930-х гг., и сегодня в многочисленных зеркалах дворца время от времени отражается бородатое лицо с безумными глазами, словно душа человека, убитого здесь, так и не нашла выход из дворца, превращенного в ловушку.
.