Никто не знает наверняка, как так получается и почему. Отношение к разводам меняется вместе с трансформацией института брака, но люди остаются людьми, и в хорошем смысле этого слова, и в плохом. Мы попытались вспомнить самые разнообразные кинозарисовки на тему разводов и внутрисемейных коллизий, вдруг кому-нибудь эта подборка поможет ответить хотя бы на парочку вопросов про семейные отношения.
“Крамер против Крамера” (режиссер Роберт Бентон, 1979)
Джоанна (Мэрил Стрип) сидит дома и все время проводит с сыном Билли. Ее муж Тед (Дастин Хоффман) работает в зарождающемся рекламном бизнесе и целиком поглощен работой. Без скандалов и мордобоя однажды и совершенно неожиданно для Теда Джоанна объявляет ему, что уходит от него, оставляя сына с отцом. Сюжет картины как бы разбит на две части. В одной – герой Хоффмана учится жить и взаимодействовать с собственным ребенком на неизведанном для мужчины бытовом уровне.
В другой – выяснение отношений между бывшими супругами, без вызревшего конфликта перешедшие в юридическую плоскость. “Крамер против Крамера” – уникальная, точная и какая-то запредельно искренняя история одного расставания, которую заново переживаешь при каждом новом просмотре, хотя и кажется, что такое можно пережить лишь один раз в жизни.
“Вечное сияние чистого разума” (режиссер Мишель Гондри, 2004)
Вообще сценариста Чарли Кауфмана сложно уличить в любви к романтическим сюжетным поворотам, но вместе с режиссером-визионером Мишелем Гондри они сделали едва ли не самый романтичный и самый грустный и красивый фильм о любви. Особый шик еще и в том, что в абсолютно не комедийном амплуа здесь выступает Джим Керри.
Пересказ фабулы не будет иметь никакого смысла, настолько в фильме все запутали режиссер со сценаристом. Но суть в том, что в историю любви и расставания главных героев вмешивается технология, по которой неугодные и тягостные воспоминания о былом романе легко и просто можно стереть, воспользовавшись услугой одной фирмы.
“Простые сложности” (режиссер Нэнси Майерс, 2009)
“Простые сложности” представляют мажорный взгляд на развод. Эти двое (Мэрил Стрип и Алек Болдуин) после долгих лет брака и троих детей давно расстались, но по-прежнему приятельствуют и участвуют в семейных делах, которые касаются детей. И вот однажды, после одного из таких мероприятий Джейн и Джейк изрядно наклюкаются и окажутся в одной постели. И понеслась. А у Джейка, между прочим, молодая и роскошная новая жена, которая таскает его по репродуктивным клиникам и всячески старается выстроить с ним семью.
Джейн, в свою очередь, при таком раскладе оказывается любовницей собственного бывшего мужа и попадает в другой угол ринга предразводного периода с Джейком. Фильм получился легкий и духоподъемный, ведь дуэтом Мэрил Стрип и Алека Болдуина ничего не испортишь. Тем более для последнего это почти сюжетный повтор из “Привычки жениться”, где он много лет назад играл с Ким Бейсингер.
“Развод в большом городе” (режиссеры Скотт МакГихи, Дэвид Сигел, 2012)
В это будет сложно поверить, когда сядете за фильм, но “Развод в большом городе” – вольная экранизация романа Генри Джеймса “Что знала Мэйзи”. Из оригинального названия становится понятно, что развод здесь будет показан глазами ребенка, девочки, которой не слишком повезло родиться в семейке рок-певицы и арт-дилера.
Папа (Стив Куган) сходится и живет с няней Мэйзи, а мама в перерывах между гастролями обзаводится новым бойфрендом. Так формируется среда, в которой девочку пасами перебрасывают туда-сюда пока мама с папой активно выясняют, как все должно быть. А оно и так понятно, что не так. И тогда постепенно становится очевидным, что лучшими друзьями Мэйзи будут папины и мамины новые партнеры.
“Сцены из супружеской жизни” (режиссер Ингмар Бергман, 1973)
Бергмановская классика, снятая по собственному сценарию режиссера. Неспешная, глубокая и вдумчивая вещь, разбирающаяся с брачным проектом Юхана и Марианны, которые вместе уже двадцать лет. Усталость и прочие хрестоматийные факторы выталкивают эту пару на обочину, то есть, к разводу. Но не все так просто между людьми, к счастью или к сожалению. В общем, если Бергмана вы не особо жалуете, то этой картине надо обязательно дать шанс, здесь рассказывается о важном.
“Развод по-американски” (режиссер Пейтон Рид, 2006)
Очень наглядная версия, как нежелание партнера помочь с уборкой, а точнее, банальная бытовуха доводит пару до развода. Отлично показана сцена, когда герой Винса Вона пырится в футбол, в то время как героиня Дженнифер Энистон выговаривает ему за неправильное количество купленных лимонов.
Широким шагом эти двое приближаются к неминуемому разводу. В результате большим вопросом остается общая квартира, существование в которой они мастерски друг другу отравляют. В целом, очень трезвая и хладнокровная попытка обрисовать, что развод, он и в Америке развод.
“Кальмар и кит” (режиссер Ноа Баумбах, 2005)
У Баумбаха в пред- и постразводный адок вовлечено достаточно много действующих лиц. В центре событий оказываются некогда известный писатель, его жена, их двое сыновей и все, кто оказывается вольно или невольно поблизости. Мальчики разделятся, старший хочет жить с отцом и во всем обвиняет мать, младшему все видится по-другому, поэтому он становится на сторону матери, которая сходится с его тренером по теннису.
У странноватого названия фильма есть свое объяснение. Это отсылка к экспозиции Американского музея естественной истории, где выставлены чучела огромного кальмара и кита, борющихся друг с другом.
“Валентинка” (режиссер Дерек Сиенфренс, 2010)
Известно, что сценарий писался специально для Райана Гослинга и Мишель Уильямс, но съемки долго откладывали из-за смерти Хита Леджера, которую очень тяжело переживала актриса (с Леджером у них родилась дочь). Герои знакомятся в доме престарелых, где у персонажа Мишель Уильямс бабушка. Романтики ноль. К тому же девушка беременна от ничего не значащего для нее партнера.
Волшебство начинается совершенно неожиданно. И также и заканчивается. Идут годы. Наступает неминуемый кризис, который в фильме показан на полутонах, но в ушах стоит такой звон, как будто железом по стеклу провели.
“Война супругов Роуз” (режиссер Дэнни ДэВито, 1989)
После семнадцати лет брака Барбара и Оливер решают развестись, но не тихо и мирно, а с военными действиями. Дом делится на две половины. И пара переходит к Третьей мировой. Тут надо отметить, что разыгрывают нешуточную кровную вражду Кэтлин Тернер и Майкл Дуглас, а наблюдать, как они качаются на люстрах и кормят друг друга паштетом из домашних животных – бесценно.
“Развод по-итальянски” (режиссер Пьетро Джерми, 1961)
Классическая итальянская горячая комедия с Марчелло Мастроянни очень наглядно излагает удивительную традицию любвеобильного итальянского общества не признавать разводы, там двум разлюбившим половинкам проще просто убить друг друга. Главный герой – сицилийский барон Фефе, которому надоела жена. Он влюбляется в юную кузину и не готов дальше терпеть наличие жены в своей жизни. Фефе интригует и даже идет на убийство, а что из этого вышло дальше, лучше посмотрите сами.
“Любит/Не любит” (режиссер Сара Полли, 2011)
Еще один камерный рассказ о том, как проходит любовь. Сняла фильм актриса Сара Полли. Ее героев играют Мишель Уильямс и комедийный актер Сет Роген, который раскрывается здесь совершенно с неожиданной стороны. Тихую и уютную семейную жизнь Марго и ее мужа, автора кулинарных книг, разрушает появление нового соседа, на которого Марго моментально обращает внимание. Но происходит все не пошло и банально, но как-то очень остро и болезненно.
Про такие фильмы всегда очень сложно рассказывать и формулировать словесную оценку. Их чаще всего настоятельно советуешь лучшим друзьям.
“Развод Надера и Симин” (режиссер Асгар Фархади, 2011)
Этот иранский фильм получил множество наград на престижных киносмотрах и стал лучшим иностранным фильмом на “Оскаре-2012”. Сюжет такой: он и она женаты 14 лет, у них есть дочь подросток, Симин хочет эмигрировать, а Надер уезжать не намерен, потому что у него болен отец. Симин хочет развода и воспитывать дочь, но все сложно.
Тут не очень понимаешь, кому сочувствуешь больше, потому что, конечно же, картина не является достоянием только национальной кинематографии Ирана, сюжет рассматривает общечеловеческие вопросы, которые разделяют и объединяют, почти по-толстовски, все семьи на свете.
“Миссис Даутфайр” (режиссер Крис Коламбус, 1993)
Классическая остроумная лента о том, что безвыходных ситуаций не бывает. Когда герою Робина Ульямса суд предписывает видеть детей всего раз в неделю, он переодевается в женскую одежду и становится им доброй нянюшкой. Дальше вы все знаете сами.
“Дорога перемен” (режиссер Сэм Мендес, 2008)
Мендесовская экранизация драматичного романа Ричарда Йейтса. В свое время критик Роман Волобуев назвал этот фильм “идеальным для последнего свидания”. Все так и есть. Все очень красиво и невыносимо. Супруги Уилеры (Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо) вместе уже семь лет, у них двое детей и большие планы на жизнь, например, свалить в Париж. Но не тут-то было. Тут надо бы отметить, что Мендес вскоре сам развелся с Кейт Уинслет, магия фильма, не иначе.
Текст: Pics.ru
Читай также:
15 фильмов о настоящей страсти
12 самых правдивых фильмов о необычной любви (18+)
Малоизвестные, но звездные: 13 фильмов с великими, которые ты еще не видела