Парфюмерная продукция – это изделия со стойким приятным запахом, который после нанесения средства остается на человеке определенное время. Они изготавливаются на основе масел/спирта с добавлением душистых/ароматизированных парфюмерных композиций. Безопасность парфюмерии ля потребителя непременно проверяется перед выпуском в обращение на территории Евразийского Союза.
Обязательная оценка парфюмерных изделий
К данной категории товаров относятся духи, одеколоны, туалетная вода, спреи и прочее. Все обозначенные изделия как российского, так и иностранного производства, попадают под положения профильного технического регламента ТРТС 009/2011. Цель процедуры – исключить вероятность попадания на рынок Евразийского Союза товара, который представляет опасность для здоровья граждан и окружающей среды.
В большинстве случаев форма оценки определяется как декларирование. Оно проводится по следующим схемам:
-
3д – используется для поточного изготовления парфюмерии, декларация принимается на срок до 5-ти лет;
-
4д – применяется для поставки ограниченной партии продуктов российского или иностранного происхождения, документ остается актуальным в течение периода годности поставки;
-
6д – используется для серийного выпуска продукта предприятиями, которые прошли сертификацию GMP (здесь возможно задекларировать продукт до 7 лет).
Декларацию производитель / реализатор заполняет и регистрирует в уведомительном порядке из личного кабинета, который создается на электронном сервисе ФГИС Росаккредитации.
Если парфюмированная продукция содержит наноматериалы или выпускается специально для детей, то декларирование заменяется государственной регистрацией. Это процедура по проверке санитарной безопасности изделия, осуществляемая Роспотребнадзором. По ее итогам оформляется СГР, которое действует 5 лет.
Установлено, что обязательные оценочные мероприятия должны предшествовать ввозу иностранного товара в ЕАЭС или старту производства парфюмерных средств на территории Таможенного Союза.
Подробнее о правилах проверки и необходимых документах узнавайте здесь: https://trts.info/article/sertifikat-na-parfyumeriyu.
Какие свойства парфюма проверяются при декларировании?
Обязательный этап декларирования – испытания образцов, которые проводятся в лаборатории с аттестатом аккредитации по утвержденным законодательно методикам. Изучается полный состав парфюмерного средства. В нем не должно присутствовать:
-
веществ, которые запрещены к применению в ЕАЭС;
-
патогенных микроорганизмов;
-
элементов, чье применение ограничено, в количестве больше допустимого;
-
тяжелых металлов.
Также определяется водородный показатель парфюма, кроме духов и одеколонов на спирту. Исследуются такие характеристики продукта, как:
-
общетоксическое и раздражающие действие на кожу, слизистые;
-
сенсибилизирующее воздействие.
Принятые значения и нормы безопасности для парфюма отражаются в приложениях к регламенту ТРТС 009. С ними сравниваются фактические показатели, которые определяются в ходе экспертизы. Данные и выводы экспертов заносятся в протокол. Это официальный документ, который выступает в роли официального доказательства при декларировании.
Порядок декларирования парфюмерных средств: основные действия предпринимателя
I. Оформление нормативно-технических документов (НТД), если производство в РФ. Предприятие вправе организовать выпуск парфюмированных жидкостей в соответствии с действующим госстандартом – ГОСТ 31678-2012. В нем устанавливаются:
-
технические характеристики;
-
требования к сырью и материалам;
-
порядок маркировки и упаковки продукта;
-
нормы безопасности;
-
правила приемки и методики исследований;
-
порядок доставки и складирования изделий.
Если изготовитель отступает от положений действующего ГОСТ, то требуется разработка альтернативного вида НТД – технических условий (ТУ). Это стандарт компании, в котором установлены требования к продукции и правила контроля ее качества. ТУ утверждает руководитель предприятия, в добровольном порядке документ можно зарегистрировать.
II. Выполнить требования ТР ТС 009/2011 к организации производства. Установлено, что на парфюмерно-косметическом производстве должны соблюдаться требования:
-
к качеству и чистоте оборудования;
-
личной гигиене персонала;
-
санитарии производственных помещений;
-
выполнению нормативов по хранению сырья и готовых изделий.
Также должна обеспечиваться прослеживаемость продукции, документирование стадий технологического процесса, сохранение образцов от каждой партии.
III. Ввезти образцы парфюма для испытаний на основании письма от лаборатории, которая будет проводить экспертизу. Этот пункт касается импортеров, который закупают духи за границей.
IV. Маркирование товара. Установлено, что на упаковке, этикетке или ярлыке должна присутствовать маркировка со следующими данными:
-
наименование товара;
-
назначение;
-
данные о производителе и импортере;
-
перечень ингредиентов;
-
дата выпуска, срок годности продукта;
-
его количество.
Также законодательство РФ обязывает предпринимателей маркировать парфюмерию специальным цифровым кодом – DataMatrix. Он позволяет отслеживать продвижение товара от производителя к потребителю и исключает попадание подделок на рынок.
Добровольный сертификат на парфюмерную продукцию
После обязательной оценки товара, предприниматели вправе сорганизовать добровольную сертификацию парфюмерии. В рамках этой процедуры подтверждаются именно те свойства изделий, которые желает выделить сам производитель/продавец:
-
консистенция;
-
устойчивость аромата;
-
доля ароматических средств;
-
маслянистый тип основы;
-
прочее.
Тестирование продукции организуются в лаборатории, которая по итогам экспертизы составляет протокол. После чего сертификационный орган на его основании выдает сертификат на 1-3 года. Он применяется держателями в целях маркетинга (для создания имиджа бренда, привлечения внимания потребителей), а также предоставляется деловым партнерам, которые обращаются с таким запросом.