Почему раньше дети любили Красную Шапочку и Мальчиша-Кибальчиша, а теперь – Человека-Паука и полуголых ведьмочек Винкс? К чему приведёт засилье иностранных мультиков и иностранных героев? Чему научит ребёнка аниме, что он возьмёт от Бэтмэна и Харли Квин?
Многих из родителей, которые вообще замечают, какими персонажами и историями увлечены их дети, занимает этот вопрос. Его обсуждают на форумах и школьных родительских собраниях, ему посвящены даже отдельные сайты.
Как нашим старым, добрым героям соревноваться с новыми, ярко одетыми, как нашим фильмам и мультикам соревноваться с напичканной спецэффектами кинопродукцией американских и японских производителей? Не станет ли ребёнок ценить только западное? Что он впитывает, что выносит для себя, когда смотрит любимый сериал?
На эти вопросы мы, взрослые, даже даём готовые ответы. Мы ведь тоже были детьми, столкнувшимися некогда с иностранной киноиндустрией и очарованными ей. Мы помним, что Рэмбо и Терминатор были милы нам тем, что могли всем “навалять”, а в актрисах завораживали косметика, бойкость, секси-костюмчики. Мы не хотим, чтобы ребёнок считал мерилом “крутости” человека способность драться и убивать, и боимся, что он не разочаруется со временем в своих кумирах – ведь фильмы и мультфильмы становятся всё изощрённее.
Но что, если спросить детей самих – зачем им чужие родителям герои? Мы опросили несколько пар дети – родители, чтобы понять, настолько ли далеки герои наших семейных поколений друг от друга.
Тим, 11 лет:
“Мой любимый герой – Гарри Поттер. Я прочитал о нём уже всё. Иногда я в него играю, учу заклинания из книжки, у меня есть волшебная палочка, и я хочу купить кулончик на портфель в виде Волан-де-Морта. В волшебном мире Гарри Поттера ценят за то, что он был единственным, кто выжил после заклинания мгновенной смерти, но мне нравится его характер, мы похожи характером – у меня тоже взрывной. И мы оба носим очки. Моей маме Гарри Поттер тоже нравится.”
Ольга, мама Тима, 34 года, домохозяйка, многодетная мама:
“За себя могу сказать, что в 11 лет определённого героя у меня не было. Был Фредди Крюгер, которым меня ужас как перепугал папа, когда мне было что-то около 4 лет. И чтобы не бояться, я “сделала” его своим другом. Да, он типа злодей и все такое, но по какой-то причине мне он не причиняет вреда, а иногда и помогает. Так, с ворчанием, нехотя, типа отбить рукой летящий в голову мяч с ворчанием “тупица, смотри куда идешь”… Но всегда где-то рядом.
Если я боялась спать ложиться, тоже его представляла рядом и вроде как с ним не страшно. Но это наверное не совсем о том…
Я очень любила читать сказки. Разные. Но никогда не увлекалась героинями-героями сказок.. Это скорее пошло позже. Лет в 14 я была увлечена мультсериалом “Сейлормун.” Подозреваю, больше всего мне нравилось то, что пятеро таких разных девчонок стали подругами, держатся друг за друга, общаются, гуляют.. Ну и заодно спасают мир! И очень хотелось верить, что такая же сила есть во всех, её надо только найти. И даже самая плакса и трусиха МОЖЕТ сделать то, что надо, чтобы спасти своих друзей.”
Вот что интересно! Почти все мы, беспокойные родители, того возраста, который означает, что смотрели мы в детстве по субботам и воскресеньям мультики “Диснея” – и обожали, кто Чёрного Плаща, беспокойных утят Билли, Вилли, Дилли, кто вообще зверька по имени Чокнутый. Мало мимо кого из нас прошли Сейлормун – японский аналог современных Винкс, и ведьмочка Салли – в некотором роде Гарри Поттер в юбке. Но многие из нас верят, что выросли только на отечественных мультиках и фильмах, на Буратино, Неуловимых Мстителях и коте Матроскине.
Вита, 13 лет:
“Моя любимая героиня – Софи Хаттер из книги Дианы У. Джонс «Ходячий замок». Она упрямая и добивается своего. Она не унывает, хотя большую часть книги превращена в старушку. Мой любимый момент – когда Софи хотела приготовить завтрак на живом волшебном огне и уговорили его подчиниться. У нас с Софи похожие мамы, у неё тоже была не злая, но эксплуатировала её. И мы обе любим добиваться своих целей. Ещё я тоже люблю готовить. Книжку мне купила мама, ей Софи тоже нравится.”
Ника, мама Виты, 42 года, литератор:
“Когда мне было 13, я изо всех сил старалась подражать любимым героям – Зорро и Д’Артаньяну, рисовала их и фехтовала на палках. Любимым героем-девочкой у меня была Саша Яновская из «Дорога уходит в даль», но её я ощущала скорее как подружку, чем как образец для подражания.”
Иногда мы пытаемся руководить вкусами ребёнка. Настаиваем, чтобы он посмотрел с нами любимый фильм детства, покупаем ему наши – в детстве – любимые книги. Успех воодушевляет! Но многие родители жалуются: скучно, неинтересно, высмеивает. И вообще дочке или сыну только кино и спецэффекты подавай,читать не заставишь, на сценах, которые нас захватывали, зевает…
О, это ощущение бессилия, когда ребёнок рядом, но он уже настолько не твоё продолжение!
Интересно, как это было у наших родителей. Раньше не было интернета, и почти всё, что смотрелось – смотрелось вместе, по телевизору, с видеокассеты. Вот с книгами, кажется, была некоторая проблема. О ней много говорили по тому же телевизору и в журналах писали.
Луи Филипп, 14 лет:
“Я – фанат Человека-Паука. Когда был маленьким, любил в него играть, у меня был даже костюм. Сейчас только собираю фигурки, рисую… Человек-Паук – супер-герой, он помогает людям, спасает их. Мой любимый момент в фильме – когда он спасает свою любимую девушку. Но подражать ему всерьёз я не хочу, я имею в виду, просто в быту. Потому что каждый человек – индивидуальность. Моим маме и папе Человек-Паук нравится.”
Игорь, папа Луи Филиппа, 48 лет, бизнесмен:
“Мальчиком был большим поклонником Чапаева. Герой войны, бился против “белых” за наших, погиб за идею! Играл в него, бегая по двору с палкой вместо сабли и в будёновке вместо папахи. В фильме на моменте, где он в реке тонет, раненый, сердце замирало.”
Если послушать самих детей, то им в героях нравится те же качества, которые воспевались в советском детстве: стремление помогать людям, упорство в достижении цели. Можно придирчиво спросить: а умение дружить? А бескорыстность? И тут же ответить: те же ведьмочки Винкс – дружат. Во многих аниме – дружба решает. Супергероев очень трудно назвать корыстными, они скрываются даже от славы и уж тем более не ради денег помогают людям.
Но что-то всё равно царапает. Трудно взять и согласиться. Всё же оно чужое. Правда?
Настя, 15 лет:
“Мне очень нравится Никки Гринвич из книги “Астровитянка” Ника Горькавого. Она очень умная, целеустремлённая, никогда не сдается, она альтруист и ей действительно удаётся менять мир к лучшему. У меня есть два любимых эпизода – когда Никки спасает обсерватории на Обероне, не послушавшись свой суперкомпьютер Робби и проведя собственные расчеты, и когда она создает сеть “Гринвич-клубов”, которые были призваны обучать молодежь. Я всю жизнь взращивала в себе эту похожесть на нее (не физическую), даже поступила в похожую школу, но мне не хватает усердности и силы духа.”
Инна, мама Насти, 39 лет, переводчица:
“Я увлекалась в настином возрасте Д’Артаньяном, конкретно в тот период на жизнь и поведение это влияло мало, так как период был шибко напряженный по многим причинам – как-то вести себя было абсолютно некогда. Разве что рано утром собираясь на очередной экзамен, думала о том, что некоторые в такое время суток на дуэли ходят – и это слегка облегчало мое существование.”
Рита, 11 лет:
“Мой самый любимый персонаж – это Марго Синие уши из книги, которая так и называется. Я её рисую, и у меня есть одна фигурка. Марго смышлёная и забавная, особенно её синие уши, но и характер тоже. А характер у неё забавный. Нас с ней одинаково зовут. Маме она тоже нравится, а папа о ней никогда не слышал.”
Аркадий, папа Риты, 52 года, врач:
“В Ритином возрасте мне нравились Маугли, Гекльберри Финн, Чингачгук. За их приключения.”
Марго Синие уши и Никки Гринвич – персонажи отечественных авторов. Они вызывают меньше напряжения? На самом деле, родителям и из современных российских персонажей мало кто нравится. Кроме тех, что знакомы ещё с нашего детства – вроде Алёши Поповича или Маши с Медведем. А остальные… Да, наши. Да, дети ценят в них отзывчивость, находчивость, смелость и упорство.
Но они чужие. Не нашему менталитету, а лично нам.
Нас пугают не персонажи книг, которыми зачитываются наши дети. Не герои фильмов с кучей спецэффектов. Не мультяшки как таковые. Нас пугает пропасть, которая, кажется, разверзается между нашими детьми.
У нас всё меньше точек соприкосновения. В школе они учатся не так же, как учились мы – этот прежде универсальный общий опыт взрослых и детей больше не соединяет поколения семьи. И мы не можем с этим ничего поделать, мы не управляем школами.
Мы знали советские песни сороковых и шестидесятых – тех, что были в моде у наших родителей. У нас в моде они не были, но всё же знали. Наши дети, в большинстве своём – нет, и многие нынешние родители вдалбливают своё прошлое в головы детей вместо того, чтобы просто делиться им. Лишь бы не проникло туда ничего из сейчас, лишь бы там было только общее с нами.
Всё, что оттуда, что может дать опыт, отличный от нашего – оскаленный монстр, отнимающий наших детей.
Точнее… мы сами его создаём, не ведая, как справиться с нашим родительским страхом и горем иначе. Возможно ли это вообще?
Да. Можно по-прежнему стараться делиться фильмами и книгами. Можно рассказывать о своём детстве – о странном для современного ребёнка быте, отказавшись от полного назиданий рассказа в пользу путешествия во времени, в страну странных вещей. Оттуда мостик к разговору о ценностях выстроить легче и выйдет он крепче.
Можно создавать новый общий опыт. Читать с ребёнком, смотреть с ребёнком, ходить в походы или записаться на один кружок.
Можно не лениться приобщаться и к его опыту. Психологи недаром призывают: говорите с детьми! Не только читайте нотации, не только проверяйте уроки и форму одежды, не только давайте инструкции – послушайте, чем ему понравился новый мультик с забавными зверушками, какие прибамбасы в моде, чему он мечтает научиться, чем хотел бы попробовать заниматься (и боже упаси всё это опять свести к школе и назиданиям).
И да, конечно. Нам не обязательно любить Человека-Паука и даже просто знать сюжет фильма с его участием. Нам важнее понимать, за что его любит ребёнок. Тут-то и можно обнаружить, что у вас с чадом всё ещё много общего.
Лиана Натрошвили, детский психолог:
“Страхи родителей понятны, но, к счастью, они не имеют под собой почвы. Безусловно, герои современных детей отличаются от героев нашего детства, однако, если посмотреть на их характеры более пристально, становится ясно, что они обладают положительными качествами и ребенок, глядя на них, учится помогать слабым, защищать своих близких, совершать добрые дела.
Некоторые дети симпатизируют антигероям и в этом тоже нет ничего страшного. Стоит мягко и заинтересовано распросить ребенка о том, что именно ему нравится в этом герое. Иногда дети которым сложно себя защитить предпочитают сильных и агрессивных персонажей, дети, которые страдают от страхов в могут выбирать страшные сюжеты и смелых героев. Любую историю можно превратить в ресурс для обсуждения и общения.
Выбор любимых героев обусловлен либо важными для ребенка положительными качествами, либо теми которых ему остро не хватает.
Безусловно, наши любимые фильмы и сказки влияют на наше становление, но еще сильнее влияют отношения в семье и примеры, которые подают близкие люди.”
Текст: Лилит Мазикина
Иллюстрации: Shutterstock
Читай также:
Реальная реакция современных детей на советские фильмы
Любимые передачи нашего детства
7 лучших фильмов об инициации девочек по мнению Pics.ru