Когда каждый сам за себя. Ученые подсчитали долю "джентльменов" в 18 великих кораблекрушениях

Когда каждый сам за себя. Ученые подсчитали долю “джентльменов” в 18 великих кораблекрушениях

Шведские исследователи Микаэль Элиндер и Оскар Эриксон решили проверить, как исторически работало правило спасения на море “женщины и дети первыми”. Они изучили статистические данные 18 крупнейших кораблекрушений, случившихся за последние 300 лет, и убедились, что работало оно, мягко говоря, не слишком хорошо.

Для начала, выяснилось, что капитаны и команда спасаются чаще, чем пассажиры. Затем, что из 15000 людей, погибших в этих 18 случаях, спаслись только 17,8% женщин, и 34,5% мужчин! Pics.ru расскажет, почему так произошло.

Гибель фрегата Биркенхед, 1852

birk

Из 556 человек погибло 365, и все они были мужчинами. 7 женщин и 13 детей спаслись.

Фрегат перевозил английских военных в Южную Африку и наскочил на не обозначенную на карте подводную скалу. Старший офицер приказал солдатам построиться и пропустить немногочисленных женщин и детей первыми (было ясно, что шлюпок на всех не хватит). Солдаты держали строй, пока корабль не затонул, а потом попытались добраться до берега вплавь. До него было 1,5-2 мили, а прибрежные воды рассекали акулы. Считается, что именно эта благородная история положила начало легенде о том, что женщин и детей спасают первыми.

Пассажирский пароход Арктик идет на дно, 1854

ark

Погибло 268 человек, среди них 62 женщины (то есть все до единой) и 165 мужчин (около 80%).

Американский корабль столкнулся в тумане с французским пароходом Веста. Капитан до последнего пытался спасти женщин и детей, которых ни пассажиры, ни часть команды не пускала к шлюпкам. Паникующие люди разобрали все плавсредства, причем из-за давки спускали их на воду так, что погубили еще часть народу. Когда оставшимся на борту женщинам и детям стали раздавать спасательные круги, корабль, наконец, погрузился в воду, и все погибли. До берега было около 20 миль, а температура воды около 7 градусов.

Колесный пароход Голден Гэйт, 1862. Огонь и вода

golden

Погибло 184 человека, из них 28 женщин (64% всех женщин) и 156 мужчин (50%).

Эта история известна, в основном, благодаря тому, что вместе с кораблем затонул груз золота, который позже нашли. Но утонувшим было от того не легче. На корабле начался пожар. Капитан сумел довести корабль почти до самого берега, и вода была теплой, но, увы, огонь уничтожил часть шлюпок, к тому же обрушилась верхняя палуба.

Катастрофа клипера Нортфлит, 1873

north

Из 367 человек погибло 74 женщины (96%) и 213 мужчин (73%).

Во мраке ночи стоявший на якоре английский пассажирский корабль на полном ходу протаранил испанский пароход Мурильо. Нортфлит затонул за полчаса. Капитан пытался обеспечить спасение женщин и детей и даже прострелил ногу человеку, нарушившему его приказ. Ему удалось таким образом спасти свою жену, но шлюпок не хватало и времени было мало. Часть пассажиров спаслись благодаря большей физической силе: они взобрались на мачты, и их подобрали спасатели с других кораблей.

“Едва была отдана команда спустить две кормовые шлюпки с женщинами и детьми, как в них сверху по талям бросились, как обезьяны, мужчины. Их было много… Переполненные шлюпки, зачерпнув бортом, пошли на дно, и почти все, кто в них находился, погибли в ледяной воде”.

Крушение Атлантика, 1873

atlan

Из 868 человек погибло 235 женщин (все, несмотря на картинку) и 303 мужчины (45%).

Из-за навигационной ошибки английское судно наскочило на подводные камни. Шлюпки левого борта смыло ледяной водой. Люди дрались за оставшиеся, множество эмигрантов не понимали команд на английском. Корабль разломился, и корма, где находились каюты для одиноких женщин и для семей, скрылась под водой. Команде с тросами удалось добраться до берега, и некоторым людям хватило сил выбраться, держась за тросы.

Трагедия на Темзе – пароход Принцесса Алиса, 1878

alice

Из 837 человек погибло 403 женщины (88%) и 294 мужчин (78%).

Речное судоходство только кажется более безопасным. Дело было летом, на экскурсионном корабле играла музыка, большинство пассажиров – женщины и дети. Неожиданно пароход столкнулся с угольщиком Байуэлл Касл (предполагается, что виновен был капитан Алисы). Тяжелый угольщик практически разрезал пароход пополам. Принцесса потонула за 4 минуты. В те времена мало кто умел плавать, было темно, да женщин еще и стесняли пышные костюмы. В грязной воде Темзы погибло 697 человек.

Норвежский пассажирский пароход Нордж, 1904

norge

На борту 795 человек. Погибло 336 женщин (90%) и 299 мужчин (71%).

Корабль наскочил на подводный риф. Он продержался на плаву около 20 минут, паника была умеренная, хотя пассажирам-иностранцам и не были понятны команды на скандинавских языках (иностранцев и спаслось меньше, в итоге). Капитану и команде более или менее удалось рассадить людей по шлюпкам. Берег и помощь были очень далеко. Так что спаслись только те, кому хватило места в шлюпках.

Знаменитый Титаник, 1912

titan

Из 2208 человек погибло 130 женщин (27%) и 1366 мужчин (79%).

Эта история также была статистическим исключением. Капитан Титаника пригрозил застрелить тех, кто мешает женщинам и детям занимать спасательные шлюпки (вероятно, зная, что на всех их не хватит). И, кстати, сам он погиб вместе с кораблем.

Канадский лайнер Императрица Ирландии, 1914

empress

Из 1448 человек погибло 354 женщины (99%) и 629 мужчин (60%).

Из-за недопонимания ситуации капитанами в тумане в лайнер врезался норвежский сухогруз. Это произошло ночью, и корабль утонул минут за 14. Пассажиров, спящих в нижних каютах, затопило, часть шлюпок смыло. О каких-то особых попытках спасать женщин и детей просто не известно. Кто был сильнее и удачливее, те и спаслись.

Гибель Лузитании, 1915. Вода и немцы

lusi

Из 1958 человек погибло 326 женщин (63%) и 864 мужчины (60%).

Корабль был торпедирован немцами. Он утонул очень быстро, а посадка в шлюпки осложнялась тем, что он продолжал при этом двигаться, и шлюпки разбивались об него. К тому же часть людей затянуло в водоворот, возникший от погружения корабля.

Итальянский лайнер Принчипесса Мафальда, 1927

mafald

Из 1186 человек погибло 68 женщин (27%) и 241 мужчин (26%).

Корабль изначально был в плохом состоянии. Когда он зашел далеко в море, у него сломался гребной винт, образовалась пробоина. Спасательные операции были организованы очень скверно, пассажиры паниковали, а команда, в основном, спасала сама себя.

Несчастье с Вестрис, 1929

vestris

Из 308 человек погибла 31 женщина (76%) и 94 мужчины (35%).

Затонул из-за ошибок в управлении. Корабль набирал воду очень долго, но капитан медлил, принимая решение. Когда, наконец, начались спасательные работы, женщин и детей старательно усадили в шлюпки. Но две из них перевернулись при спуске, а одну раздавило сорвавшейся внезапно балкой.

Кошмар лайнера Морро Касл, 1934

morro

Из 542 человек погибло 50 женщин (25%) и 80 мужчин (23%).

Капитан корабля покончил с собой. Вскоре ночью кто-то поджег судовую библиотеку. Команда и заменивший капитана старший помощник реагировали дезорганизованно. Корабль несся с большой скоростью, меняя курс, превращаясь в трубу огня. Пассажиры пытались тушить его своими силами. Спаслись, в основном, члены команды. Героем этого кораблекрушения стал радист Роджерс, который из последних сил смог передать SOS. И только через 19 лет выяснилось, что это он отравил капитана и поджег лайнер.

Погружение английского морского автопарома Принцесса Виктория, 1953

victoria

Из 179 человек погибла 31 женщина (все) и 104 мужчины (71%).

Во время шторма прогнулись кормовые ворота, и корабль залило водой. Корабль тонул долго, но суда, вышедшие на помощь, никак не могли его найти. Повторилась ситуация, когда в одну шлюпку посадили женщин и детей, и именно ее перевернуло волной. Остальные шлюпки толком спустить не удалось.

Советская трагедия. Пароход Адмирал Нахимов, 1986

nah

Из 1243 человек погибла 251 женщина (37%) и 172 мужчины (31%).

В пароход врезался сухогруз. Корабль ушел под воду за 7 минут. Капитан успел лишь распорядиться покинуть корабль, а команда – сбросить несколько спасательных плотов.

Крушение парома Эстония, 1994

esto

Из 989 человек погибло 459 женщин (95%) и 393 мужчины (78%).

Причиной гибели парома считаются плохие погодные условия и конструктивные недостатки. Холодная вода, сильный крен, многие не смогли выбраться на палубу, не удавалось спустить шлюпки, только надувные плоты. О действиях команды известно немного, помощь оказывалась, но каких-то особых предпочтений не делалось.

Филиппинский корабль Принцесса звезд, 2008

filip

Из 800 человек погибло 320 женщин (98%) и 471 мужчина (90%).

Принцесса, вероятно, погибла из-за тайфуна. Спасатели прибыли только через 24 часа, со шлюпками и плотами были проблемы. О действиях команды мало что известно.

Российский теплоход Булгария, 2011

bulg
Из 186 человек погибло 79 женщин (73%), 31 мужчина (40%).

Корабль затонул с большой скоростью и, по неизвестным причинам, два корабля, первыми проходившие мимо места крушения, выжившим не помогали. Статистика предсказуема.

Перевод и текст: Пономарева Елизавета

Источники фото:  Wikimedia Commons, freakimi.ru

Анонс: репродукция картины И. Айвазовского “Кораблекрушение у Афонской горы”

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
14.10.2015

Не забудь поделиться статьей: