Ты помнишь свою первую встречу с “Муму”? Не ждущий никакого подвоха ребенок читает положенную книжку, а там… Кто-то рыдает два дня, кто-то на всю жизнь принимает сторону Бакунина, кто-то понимает – если ты что-то любишь – прячь. А ведь “Муму” – это еще не самое залихватское в школьной программе.
Собственно, сделать что-то со этой самой программой единичный родитель не может вовсе. Есть шанс, если русичка вменяемая, договориться с ней о замене на аналог; но тут рискует не только русичка, рискует твой ребенок оказаться недовооруженным при встрече с ЕГЭ. И это значит, что мы не можем исключить из литературного рациона своего ребенка эту отраву. Мы можем ее разбавить.
Учительницы никогда не ругаются, если ребенок напишет сочинение не по одному рассказу, а сравнивая пару текстов или больше. А у ребенка будут альтернативы. Ведь книга, особенно пропаханная в школе – это модель поведения. Ее, увы, нельзя исключить совсем. Разве что на свой страх и риск сказать – “Это – не читай, это трэш”, дать краткий пересказ и сунуть что-то более осмысленное.
Литература, 4 класс
“Козетта” до сих пор живет и страдает в школьной программе по литературе. И отнюдь не в дополнительном чтении. Напоминаем сюжет: сиротка живет у жлобов. Внезапно появляется страшный черный мужик. Покупает сиротке самую пафосную куклу и уводит сиротку с собой в закат. Занавес.
И-и-и мы еще удивляемся, что некоторые девочки удирают из семьи с любыми игиловцами, подарившими им Барби? Извините, но каждый ребенок, которого злые предки заставляют мыть посуду, нет-нет да подумает о себе, как о Козетте. Остается ждать мужика с подарками – и вообще-то, многие дожидаются.
Между прочим, каторжник Вальжан, по сравнению с нынешними реалиями, был ну абсолютно порядочным мужиком и начал сексуально одолевать Козетту не раньше, чем у нее отросли сиськи. Этого в школьной версии, конечно, нет. Зачем?.. Но и это еще не всё. Позволим себе тупо процитировать первый абзац из предлагаемой четвероклассникам редакции. Повторяем – первый.
“До сей поры в этой книге чета Тенардье была обрисована лишь в профиль; пришло время рассмотреть их со всех сторон и под всеми их личинами. Самому Тенардье только что перевалило за пятьдесят. Возраст г-жи Тенардье приближался к сорока годам, что для женщины равно пятидесяти; таким образом, между мужем и женою не было разницы в возрасте.”
Если твой ребенок еще не владеет формулировками “Чтобля?” и “Вотзефак?” то, боюсь, ему будет нечем отреагировать на этот абзац. Как объяснять, почему новая история начинается именно с этих слов, и что, черт побери, они значат, и что, черт побери, сказать по поводу этой математики – мы не знаем.
ЗАМЕНА. Раз уж так нужно, чтобы ребенок по-новому оценил холодильник и центральное отопление, можно добавить несколько рассказов Астрид Лидгрен из цикла “Давным-давно, в годы скудости и нищеты”. Они тоже страшные, как рецепты из икеевского рецептурника (“Берем картошку. Едим с селедкой. Праздник!”), но хотя бы пропагандируют мужество и взаимовыручку, а не побег с педофилом. И написаны для детей, а не как “Отверженные”, которых автор и в страшном сне не адресовал бы десятилеткам.
Литература, 6 класс
Двенадцать лет? Пора дать ребенку Ги де Мопассана! Ну что вы, зачем про секс и адюльтер. Выберем что-нибудь вообще без эротики. Трудно? Мы можем! “Орля” – есть такой рассказ.
Строго говоря, если шестиклассник уже почитывает Стивена Кинга, то оно и ничего. А может, и чего. Поскольку сюжет такой: на веселого молодого бездельника приседает сначала дурное самочувствие, потом кошмары, потом у него вещи в комнате начинают пропадать, потом ему посторонние люди показывают гипноз, потом он с воодушевлением сжигает свой дом и всех слуг за компанию (забив двери снаружи) и уходит самоубиваться. Вот лично нам его даже не жалко, но возникает вопрос – это что, такой метод отвадить детей читать Мопассана? Чтобы их до конца тинэйджа тошнило?
ЗАМЕНА. На что менять, даже сразу и не скажешь. Мрачной мистики в школьной программе и без того навалом, одного бы Гоголя хватило. А вот немрачной мистики – ну вот Киплинг, например, “Сказки старой Англии”, мистика есть, решения позитивные, язык чистый и четкий (не то, что Мопассановы выкрутасы). А если длинно – взять пару рассказов из “Книги Джунглей”, которые не про Маугли.
Литература, 7 класс
Понятно, что много мрачного и многие умерли, но больше всего вопросов вызывают два урока, посвященные Петру и Февронии Муромским. Ну кошмарная же история, про то, как мужика-таки заставили жениться, хотя он и юлил, как только мог. Нет, дальше все было, в целом, неплохо, но вот об их детях, например, житие умалчивает. Похоже, их и не было. С другой стороны, повторение во вроде как бы истории реальных людей сказки “Умная дочка” – неплохо, если нужно воспитать в ребенке здоровый скепсис ко всяким житиям.
ЗАМЕНА На любую книжку, где хорошие папа и мама любят друг друга, и воспитывают детей порядочными людьми.
Литература, 10 класс
И вот та-да-дам!!! “Гроза” Островского. Сюжет: молодая бездетная женщина живет взаперти со звероподобной свекровью, пока муж болтается по командировкам. Из всех развлечений имеет только церковь, где ее накачивают геенной огненной. Мимо пробегает условный юноша, с готовностью пользуется ее мгновенной влюбленностью. Как только приезжает муж, девушка тут же ему во всем признается и уходит топиться.
Луч света, говорите? То есть вот такой уровень владения собственной судьбой, собственными, уже извините, гениталиями и собственными убеждениями – это у нас образец для девочки-подростка, обдумывающей житье? А статистику по подростковым суицидам не хотите поискать?
ЗАМЕНА: Мы предлагаем “Тот, кого я всегда жду” Марии Семеновой, который даст человеку не только интересные переклички с Историей России, но и возможность аргументированно потолковать в школе, что могут быть разные способы бороться с удушливой средой и дефицитом семейной любви.
А “Муму” давайте оставим. Детям же в России жить, надо понимать, что их ждет.
Текст: Ася Михеева
Фото на анонсе: Shutterstock