Графические романы: что и зачем читать?

Графические романы: что и зачем читать?

comcom

ОБОЖИ, они читают комиксы! Ниже падать некуда. Ну, так считалось в ту пору, когда сдавали макулатуру за Тургенева восемь томов, а кое-кто думает так и сейчас. А зря.

На самом деле, жанры больше вообще не делятся на “серьезные” и “так, фигня для развлечения”. Детектив, фэнтези или мультик могут быть важным культурным событием, о котором будут писать критики и на которое будут снимать римейки, а какой-нибудь эпичный исторический роман окажется пшиком на полдороги от Москвы до Воронежа. Мы подобрали здесь несколько графических романов, читать которые отнюдь не стыдно. Более того, некоторые из них уже стыдно не знать.

V-значит вендетта (V for Vendetta)

Знаменитая усатая улыбающаяся рожа, противостояние “сильной руки” и “полной анархии”, вопросы, не имеющие ответов и таинственный V, разговаривающий шекспировским слогом. Мрачные реалии и открытая концовка. Сюжет, по глубине поставленных вопросов сопоставимый с “1984” и “Мы”, а по влиянию на реальную народную политику – вообще ни с чем не сравнимый. В ОАЭ продажа масок Гая Фокса, например, запрещена законом. 

 Песочный человек (Sandman) 

sand

Сценарий этого комикса писал Нил Гейман, и, в общем-то, добавлять ничего не нужно. Дарк-фэнтези с выходами в Аркхэм-сити. Он романтичный, как желязновский “Джек-из-Тени”, мрачный, как босхов ад, и набит парадоксами, как осиное гнездо личинками. Боже тебя упаси забыть его там, где может найти мама. А дочь полистает, с уважением скажет “ну и крипоту ты читаешь, мам”. Тут не поймешь, что лучше. Но начав его читать (то есть смотреть), остановиться трудно, помни об этом.

Блэксэд (Blacksad)

black

А это, знаешь ли, О КОТИКАХ. Да-да. Мрачный (но кудаааа не такой мрачный как два предыдущих) нуар в Мире Животных. Очень европейский – авторы испанцы, а первый выпуск вышел на французском языке. Жил-да был Черный Кот за углом, и Кота ненавидел весь дом. Но не Кот же виноват, что вокруг него убийства, насилие, обман, а друг-Пёс сильно ограничен должностными обязанностями полицейского. Ну, в конце концов, где-то может помочь и компаньон-Хорёк, не такой надежный, зато куда более изворотливый. Жанр фурри (люди-животные) с годами набирает и силу, и глубину, где-то выныривая даже в НФ и метареализм (“Нет“, например), где-то скатываясь в попсу и накладные ушки. Но не в этом случае. Это серьезная история о хороших людях в дерьмовом мире, даже если у этих людей довольно забавные морды.

Хранители (Watchmen)

hran

На первый взгляд – ну Марвел как Марвел, кругом мужики в трусах поверх колготок и девушки в конусовидных лифчиках. Но дальше – больше, сюжет из запутанной детективной истории о внезапно умирающих бывших сверхчеловеках в альтернативной Америке перерастает в мрачненькую философскую притчу, набитую аллюзиями на все подряд, как Пелевин цукербринами. Связную. Логичную. Пессимистичную. 

Сага (Saga)

saga

Это самое красивое, что мы видели в фантастике за долгое время. Сюжет временами слишком запутанный (вопрос – кто все эти люди? Ну, или нелюди? – возникает уже на второй серии), но большой космической опере так, вроде бы, и положено, а вот визуальная сторона комикса просто валит с ног.

Итак, двое молодых ребят из воюющих рас (Она похожа на мускулистую Одри Тоту, но со стрекозиными крылышками, а Он – на победителя последнего Евровидения, но с рогами) полюбили друг друга, родили дочку и смылись в космос. За ними несутся, сталкиваясь и мешая друг другу, наемные убийцы, полиция, разведка Ее армии, журналисты, Его родители и Его невеста, и еще семь верст до небес и всё лесом. Разных неожиданных рас там не счесть. Если вы, например, можете самостоятельно представить себе сексуально привлекательную  (для человека) паучиху  – можете не читать. А мы бы не смогли.

 Персеполис (Persepolis)

pers

Мы не удивляемся, когда снимают кино по Марвелу – нарисованный быдыщь, что на бумаге, что на экране – хорошо продается, чо. А мультфильм, снятый по бескомпромиссно нефантастическому комиксу, нарисованному как будто ручкой на задних страницах тетрадки – это непривычно. Жила-была девочка. Тут в стране началось (нет, это не “Дорога уходит в даль”, хотя ощущение очень похожее). Началось так, что стало совсем тяжко. Девочка покидает родину… Девочку звали Маржан. В стране случилась исламская революция.

 Power Nap (приблизительно “Вздремнуть”)

power

Еще не оконченная история о парне, у которого аллергия на таблетки против сна. Все спокойно пьют, и никогда не спят. Ну то есть совсем. Выпил таблеточку и побежал на третью смену. А он, как калека какой-то, совершенно не выдерживает “нормального” темпа жизни и чуть что падает и храпит. А еще, постепенно оказывается, что вокруг происходит масса странного, на что крепко накофеиненный народ не обращает внимания… Визуально этот комикс куда веселее Вендетты и других антиутопий, но как призадумаешься над тем, что стоит за сюжетом – дрожь пробирает ничуть не хуже.

Прибытие (Arrival)

Этот роман – графический в полном смысле слова, то есть переводу у него подлежало только название. Больше читаемых слов там нет. История проста и безыскусна: в одной стране становилось все страшнее жить, и человек, сумевший купить билет оттуда, оставил семью и уехал. С трудом, ошибаясь и путаясь, он нашел жилье, друзей и работу, завел домашнего зверька – и сумел накопить денег на еще два билета, для жены и дочки. И они приезжают, а он бежит встречать.

Несмотря на фантастический антураж, реалии середины двадцатого века  – Германия, Советский Союз, японское завоевание Китая –  видны невооруженным глазом, и одни иммигранты помогают другим найти свое место в новой стране, где всё не так.  История, с одной стороны, очень грустная  – с другой очень добрая.

Лица на форзацах взяты Шоном Таном из реальных документов иммиграционных архивов. Назвать этот шедевр комиксом – язык не поворачивается.

Текст: Ася Михеева

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
13.01.2016

Не забудь поделиться статьей: