Практически каждый актер, отменно умеющий смешить, хотя бы однажды заявляет в интервью, что мечтает сыграть Гамлета или еще что-нибудь в этом духе. Если не трагичное, то хотя бы серьезное. И у многих артистов, которые запомнились нам прежде всего по ржачным ролям, это здорово получилось!
Мы собрали подборку удачных “выходов из амплуа” – смотрим и удивляемся!
“Поездка отца”, 1965
Великий комик Фернандель, обладатель фирменной “лошадиной улыбки” – в не самой смешной роли. Он играет провинциала Контена, который отправляется в Лион навестить свою дочь – и узнает, что его милая девочка стала проституткой. Кроме самого этого печального открытия, герою Фернанделя предстоит еще более тяжелая и неприятная вещь… Как рассказать о дочери жене? Ведь именно любящая мать отправила девушку в большой город “за лучшей жизнью”…
“Без семьи”, 2000
Экранизация классического романа Гектора Мало, которую любители литературы не могут не упрекнуть в многочисленных отходах от первоисточника. Но вот зато упрекнуть исполнителя главной роли Пьера Ришара тут совершенно не в чем. Знаменитый “высокий блондин в черном ботинке” отменно сумел уйти от своего амплуа нелепого чудака – и его герой вызывает реальное сопереживание зрителя.
“Шоу Трумана”, 1998
Было бы большой ошибкой думать, что Джим Керри “только на деревьях кричать умеет”, то есть кривляться как ненормальный. В “Шоу Трумана” он блестяще доказывает, что драматизма ему тоже не занимать. Всунуть Джима в шкуру персонажа, которому досталась жуткая и одновременно бредовая судьба подопытного кролика, – это была отличная идея. Правильно режиссер хотел именно его и ждал целый год, пока актер освободится от прочих проектов.
“Бессонница”, 2002
Робин Уильямс, который “может рассмешить даже мебель” – в роли маньяка-убийцы? Не смешите наши тапочки! А вот и запросто. Маньяк из него получается умный, талантливый, психологически подкованный и обводящий полицейских вокруг пальца. Первоклассная работа – и далеко не единственная драматическая роль замечательного актера.
“Вечная полночь”, 1998
Появление Бена Стиллера как бы обещает нам нечто легкомысленное, дурашливое, развеселое. А на самом деле приносит – рассказ о том, как у человека была жизнь, деньги, карьера, семья, здоровье… И как все это перечеркивают наркотики. И Бен в этой роли оказывается очень даже органичным, постоянно заставляет хвататься за сердце. Хотя без юмора у него даже тут не обходится. Только черного.
“Испанский узник”, 1997
Детективно-драматическая история Дэвида Мамета, в которой герой делает великое изобретение, и тут к нему в доверие некстати втирается крупный предприниматель. Играет которого Стив Мартин. Фильм не особенно известный, но интересный и многоплановый. И Мартин в нем такой некомичный. Впрочем, он и сам – товарищ непростой и разнообразный, что называется, разносторонне одаренный.
“Трудности перевода”, 2003
Неторопливая, тонкая и ироничная история о том, как два разных (и по-разному одиноких) человека встретились в совсем чужой для них стране. Герои Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон вместе познают Японию и ближе узнают друг друга. Нет, они не станут парой. А ведь у них, кажется, начало получаться понимать себя и других… Мюррей просто прекрасен, и ничего тут больше не скажешь.
“Отверженные”, 2012
Этот драматический мюзикл – весьма интересная веха в творчестве комика Саши Барона Коэна. Как выяснилось, он не только дурацких боратов и диктаторов в не менее дурацких комедиях изображать умеет, но и спеть в серьезной постановке по Гюго запросто может. Так что классическое и трагическое ему не чуждо. Саше досталась роль гада-мерзавца Тенардье, и был он в ней весьма хорош, да и дуэт с Хеленой Бонэм Картер получился красочный.
“Гомер и Эдди”, 1989
У Вупи Голдберг даже псевдоним дурной и смешной. И вся она – наверное, самая смешная женщина Голливуда. А у Кончаловского – несчастная, озлобленная и одинокая тетка, которой нечего терять и все равно куда двигать. И вот однажды она встречает странного дядьку, который становится ей другом и придает смысл долгому движению по серой дороге. И в буквальном смысле, и в метафорическом.
“Пролетая над гнездом кукушки”, 1975
Нет, мы не сошли с ума. Да, Николсон не самый комедийный актер. А мы сейчас вовсе и не о Николсоне. Мы просто хотим напомнить, что в этой знаменитой формановской экранизации великой книги Кизи сыграл молодой Дэнни ДеВито. Роль психа Мартини – небольшая, но он не менее убедителен и вызывает не меньше сопереживания, чем “более главные” герои. Так вот и получилось, что карьера будущего комика началась с весьма невеселой картины…
“Двадцать дней без войны”, 1976
Фильм Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко – простой по сюжету, сдержанный, без крика и пафоса. Но такая драма о войне цепляет гораздо больше, чем показ масштабных баталий и надрывных сцен. Юрий Никулин играет настолько убедительно, что… Нет, он совсем не играет. Он живет. Он все это прошел, прожил, сказал. И это не помешало ему стать еще и великим клоуном и легендарным гайдаевским Балбесом.
“Мир входящему”, 1961
Военная драма Алова и Наумова, в которой одну из главных ролей сыграл молодой Александр Демьяненко. Наметанный глаз найдет в фильме немало фактических странностей и нестыковок. Но стоит смотреть его не как историческую хронику, а как рассказ о человеческом в нечеловеческих условиях. А будущий Шурик здесь – трогательный выпускник военного училища, попавший на фронт в последний день войны. Неловкий, серьезный… и совсем не комедийный.
“Проверка на дорогах”, 1971
Фильм Алексея Германа о партизанском отряде единодушно называют одним из самых глубоких фильмов о войне. В нем нет черно-белых упрощений и клише: безупречный герой, однозначно отвратительный предатель… В каждом из героев, как в реальных людях, намешано немало разнообразного. И капитан Локотков в блестящем исполнении Ролана Быкова – очень настоящий, очень живой.
“Камень”, 2011
КВН-щик, заслуженный деятель “Нашей Раши” и “Comedy Club” Сергей Светлаков в психологическом триллере. Уже интересное сочетание. Рецензенты часто вспоминают “Шоу Трумана”, и это сравнение со сменившим амплуа Керри – хороший знак для Светлакова. Изобразить мрачного и несчастного преступника с тяжелым детством у записного юмориста получилось вполне правдоподобно.
“Настройщик”, 2004
Кира Муратова любит снимать одних и тех же артистов. И герои из них у режиссера получаются диковатые, фриковатые, трагикомичные… и при этом странным образом реалистичные. Георгий Делиев в роли влюбленного настройщика Андрюши, ради любви готового на преступление, совсем не “масочный”. А кино – очень красивое, лиричное. И, наверное, это наименее тяжелый из муратовских фильмов.
Текст: Юля Шекет