Для большинства посторонних людей принадлежность к готам или любой другой субкультуре похожа на жизнь в сказке – необычная одежда, необычное времяпрепровождение. И в определенном возрасте так и есть. Когда ты подросток, и у тебя нет ни взрослых обязанностей, ни взрослой ответственности, ты живешь практически в сказке, потому что у тебя есть, когда и с кем самовыражаться, сталкиваясь лишь с проблемами, свойственными всем тинейджерам.
Интересно в этом свете взглянуть на социологическое исследование, касающееся субкультур и того, как меняются готы со временем и как взросление влияет на их жизнь. Фокусом исследования стали люди, бывшие готами в юности и то, насколько они остались верны своему готическому имиджу и взглядам спустя несколько лет.
Что происходит, когда подросток вырастает? Находит работу, берет ипотеку, обзаводится парочкой детишек..? Можно ли сочетать замысловатый макияж в стиле Франкенштейна и корсет со шнуровкой с наличием в твоей жизни готового к детскому саду трехлетки и необходимости выхода на полноценную рабочую неделю?
Чтобы разобраться в этом вопросе, доктор Пол Ходкинсон, заместитель зав. кафедрой социологии Университета Суррея (Великобритания) и эксперт по молодежным музыкальным субкультурам, провел повторный опрос группы готов, с которыми он познакомился в конце 90-х. «Они тогда были подростками или чуть старше 20 лет, и я подумал, что будет интересно вернуться к этой теме, поскольку некоторые из них продолжают оставаться частью мира готов», – пояснил он.
По словам Ходкинсона, хотя многие приверженцы таких субкультур как панки или рейверы уходят оттуда вскоре после достижения двадцатилетнего возраста, в случае с готами более вероятно, что, став старше, они захотят остаться верными своему стилю, несмотря на то, что совмещать его с обязанностями и проблемами, появляющимися с возрастом, становится не так легко.
Для обывателей главный визуальный маркер готов – длинные, выкрашенные в черный волосы, черная одежда, бледное лицо, контрастирующее с густо подведенными черным выразительными глазами. От самих по себе этих атрибутов, казалось бы, достаточно легко отказаться. Однако Ходкинсон отмечает, что хотя одежда и эстетические тенденции важны, первоочередными факторами включенности в субкультуру являются «приверженность готической музыке и стилю, а некоторые готы могут сказать, что им интересна темная сторона жизни и естественное стремление к познанию глубин темной стороны человеческой натуры».
Это подразумевает определенный уровень преданности готическому движению. Твое самосознание и твои дружеские связи складываются вокруг того, что ты гот/готесса. В результате твоя готичность начинает настолько влиять на взаимодействие с окружающим миром, что «перестать этим жить ощущается как некая нелепость», говорит он.
Продолжение образования и получение «нормальной работы» для тех, кто остается готами, не так тяжело, как для представителей других молодежных субкультур, часть из которых пропагандируют «бунт против системы» и школы как винтика системы, отчего практически неизбежно начинает страдать академическая успеваемость.
«Быть готом – относительно недешевое увлечение, таким образом… несмотря на увлечение музыкой и тусовками, готы всегда производили позитивное впечатление, причем весьма справедливое, людей, стремящихся к успехам в учебе».
Из этого следует, что готы имеют возможность построить свою карьеру гораздо успешнее, чем может ожидать обыватель. Успехи на избранном карьерном пути, согласно исследованию Ходкинсона, становятся все более важными для его респондентов, по мере того, как им перестает быть 20 и становится 30.
Ученый был удивлен, насколько участники его исследования стремились подогнать свой «рабочий» внешний вид под требования работодателя. «Я даже предлагал респондентам ситуации, в которых они не могли бы продолжать надевать на работу какие-то конкретные вещи. Я ожидал, что они решат уволиться, но они ответили, что предпочтут все серьезно обдумать».
Притом большинство участников исследования сказали, что они до сих пор на работе воспринимаются как готы, хотя стали выглядеть менее броско. «Они сохранили некоторые детали своего внешнего вида, хотя поняли, например, что крашенные в яркий и неестественный цвет волосы не годятся для рабочей обстановки, или перестали красить ногти черным лаком».
У некоторых из опрошенных Ходкинсоном юношей и девушек теперь появились дети, и он отмечает, что еще одним признаком стремления остаться в субкультуре, несмотря на столь кардинальные перемены в жизни, является недавнее появление сайтов, где обсуждаются специфические проблемы готических семей (где найти черную коляску, с какого возраста можно везти с собой на фестиваль, как отбиться от чрезмерно обеспокоенных родственников, считающих, что «тыжродитель», а значит, уже пора «остепениться», или что ребенка нужно обязательно крестить, чтоб не стал сатанистом, а черный цвет угнетающе действует на психику младенца – прим. перев.).
Все больше родителей-готов привозит с собой детей на тематические фестивали, отмечает Ходкинсон, “что заставляет организаторов задуматься о стратегии, учитывающей присутствие детей, и о предоставлении необходимых родителям услуг”. Ученый называет готов “весьма гедонистической молодежной субкультурой», заботящейся о наличии на фестивалях детских групп и профессиональных нянь, чьи услуги пользуются все возрастающим спросом среди готов постарше.
Эти ребята нашли способ «расти вместе со своими детьми и приобретать черты “взрослых, благоразумных и остепенившихся” несколько позже, чем все остальные, оставаясь притом командой людей, объединенных одним увлечением и поддерживающих друг друга», резюмирует Ходкинсон.
Фотографии: Jolig / Shutterstock.com,
SteveSimonsPhotography / Shutterstock.com
Перевод: Элена Мица, Черный Милош
(от редакции: ДА, ЭТО ГОТЫ)
Читай также:
Безумно смешные СМС от 16-летней няни-гота
Легализованное хамство. Когда окружающие вправе делать тебе замечание
10 кошмаров подросткового возраста, с которыми столкнутся все родители