Как производители автомобилей полвека плевали на безопасность женщин

drive

Пристегнулись – выжили, поленились – пролетели… А вот и не все так просто! Если ты женщина, тебе как бы на роду написано лететь дальше.

Опасен на любой скорости

Ремни безопасности придумал английский изобретатель Джордж Кэйли аж два века назад, а патенту на них уже 130 лет стукнуло. Постепенно эту полезную штуковину стали применять и пилоты, и автогонщики. А в пятидесятые-шестидесятые история с защитой человека внутри транспортного средства вышла на новый уровень.

Раскрутилось движение за безопасность, активисты которого настаивали на том, что государство должно контролировать не только обучение полиции и водителей, но и качества автомобилей – от которых часто зависит жизнь. Благодаря им, а особенно юристу Ральфу Надеру, автору книги “Опасен на любой скорости”, в 1966 году в США был принят исторический закон № 89653. После него и травмобезопасные рулевые колонки, и подушки безопасности перестали быть роскошью – и стали средством защиты передвижения.

Производители автомобилей, правда, сопротивлялись любым усовершенствованиям как могли. Ну да, это же все деньги, “никаких доходов, одни убытки”. Особенные трения вызвал так называемый “стандарт 201”, регулировавший безопасность салона при столкновении водителя и пассажиров с его деталями. Чтобы как следует изучить, что в автомобиле особенно опасно для тех, кто в нем сидит, были придуманы crash test dummies. То есть манекены для тестирования безопасности.

Хорошо быть средним парнем

drive2

Манекенов логично предполагалось два основных вида. Один – “95%-ный мужчина” (то есть, только 5% всего мужского населения – крупнее его), второй – соответствующая “женщина” (то есть, только 5% женского населения – миниатюрнее). Мужской манекен по имени Сьерра Сэм к шестидесятым уже десяток лет успешно “трудился” на отдельных краш-тестах. А с семидесятых годов его сменил товарищ по имени Гибрид – “50%-ный мужчина”, то есть “средний американский парень”. Завели ему и “подругу”, и “ребенка”, чтобы понять, как столкновения действуют на женщин и детей.

Однако строить и ломать целые “семейства” оказалось чересчур накладно, и обязательные испытания стали проводить только для тех самых средних парней.

Что это означало на практике? То, что женщины в автомобилях не защищены в той же мере, что и мужчины. К примеру, краш-тесты шведских специалистов показали, что сидения автомобилей слишком жесткие для того, чтобы защитить женщину от травм шейного отдела позвоночника, вызванных столкновениями. Есть такая хлыстовая травма, которая возникает при резком рывке вперед головы с резкой же последующей остановкой, зачастую следствие удара сзади. Испытания на манекенах, сделанных Анной Карлссон из Технического университета Чалмерса (Швеция), продемонстрировали, что в этом виде травм расхождения между “разнополыми” манекенами самые значительные. Женщин, как правило, сильнее выбрасывает вперед при столкновении. Подушка безопасности, которая упирается высокому мэну в верхнюю часть груди, приходится маленькой леди в подбородок, провоцируя травмы шеи и позвоночника…

drive1

Испытания на женских манекенах показали, что риск гибели для женщины в автомобиле в целом в три раза выше, чем для мужчины. А при использовании ремней безопасности у дам на 47% больше шансов получить серьезные травмы, чем у мужчин в таких же точно авариях.

При этом только с 2011 года американские федеральные регулирующие органы начали требовать от производителей автомобилей, чтобы те в обязательном порядке использовали в краш-тестах “женские” манекены. А “беременный” манекен появился на свет только в 2007 году. Хотя, казалось бы, не нужно быть специалистом семи пядей во лбу, чтобы понимать, насколько “тактико-технические характеристики” беременной дамы отличаются от таковых – небеременного джентльмена…

Долгая история получилась, на полвека растянулась. Интересно было бы сосчитать, сколько за это время было выпущено жизненно важных розовых бритвочек и украшенных цветочками компьютеров!

Фото: Shutterstock
Текст: Юля Шекет

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
10.02.2016

Не забудь поделиться статьей: