В кризисные времена над головами белых воротничков нависает огромный неумолимый дрын сокращений. Прекрасный офис со стеклянными окнами в пол – нередко изначально клоака, а уж в кризисные времена, помноженные на недосып и отвратительный климат средней полосы, там каждую секунду готова разразиться бойня с негласным правилом “пленных не брать”.
Конечно, мудрые психологи в случае офисной войны настоятельно рекомендуют сохранять полный нейтралитет, на амбразуру не лезть, голову из окопа не поднимать, а лучше вообще выхлопотать себе месячную командировку в тыл (внеочередной отпуск). Но психологи – люди категорически далекие от офисных склок. И вообще – они теоретики. А на практике от разразившейся офисной войны фиг уклонишься. Поэтому, в каком бы звании тебя ни мобилизовали из-под степплера, нужна тактика.
Итак, если ты:
Генерал
И возглавляешь одну двух главных сторон конфликта. То есть, последний начался именно с тебя. Это плохо. Но поругать себя за неумение находить компромисс мы всегда успеем – сейчас главное не сложить голову на поле брани. Основная задача – собрать вокруг себя команду единомышленников, готовых за тебя хоть в огонь, хоть в воду, а бабы потом еще нарожают. Главная проблема состоит в том, что собрать армию верных сторонников – задача архисложная и требует не только яркой харизмы, но и недюжинного дипломатического таланта. А последний должен был бы помочь тебе уклониться от конфликта изначально… психолог, прочь из моей головы!
Чего опасаться?
Предательства и (или) некомпетентности соратников.
Как защититься?
Никому не верить и работать идеально. Враг никогда не спит!
Адъютант его превосходительства
Ты – доверенное лицо одной из сторон конфликта. Ты вовсе необязательно ратуешь за правое дело. Просто одна из сторон – твоя, например, близкая подруга, и ты становишься адъютантом поневоле. Отныне в твои обязанности входит внимательно выслушивать отчеты низших по званию и в тезисной форме докладывать генералу. А также выдавать народу то, что, по мнению генерала, народ должен знать.
Чего опасаться?
Разжалования в диверсанты.
Как защититься?
Напоминать генералу о необходимости подписания мирного соглашения.
Полковник
Выполняет тактические задачи, для которых сам формирует штат союзников. Например, получив приказ “найти факты, доказывающие, что Маша Иванова – коза”, организовывает секретарей для прослушки Машиного телефона и сисадминов для чтения Машиного скайпа.
Чего опасаться?
Того, что тобой искусно манипулируют, перекладывая на твои плечи всю грязную работу.
Как защититься?
Иметь гарантии в виде распечаток в том числе и скайпа заказчика.
Разведчик
Входит в доверие к Маше Ивановой. В курилке перевоплощается в большое ухо.
Докладывает непосредственно генералу, минуя адъютанта. Очень полезный зверек.
Чего опасаться?
Провала, разумеется. Скандал будет тот еще. Клеймо предателя не смоется вовек, а твой генерал даже не пошевелится, чтобы обменять тебя на разведчика со стороны Маши. Твой генерал вообще от тебя открестится.
Как защититься?
Заболеть гриппом и демобилизоваться. Дятлов не уважают даже те, кто просит их стучать.
Диверсант
Одиночка, который работает за идею. Иногда решает исход войны. Часто – ценой собственной жизни.
Чего опасаться?
Положить на стол начальства (того, что стоит выше генералов) докладную записку, свидетельствующую о том, что Маша Иванова – коза, можно. Начальство даже ее рассмотрит. А заодно уволит исполнителя. Чтобы не портил корпоративный климат.
На войне никто, включая самого диверсанта, не надеется, что последний вернется с задания живым.
Как защититься?
Крайне критично относиться к версии, что в конфликте виновата только одна сторона.
Рядовой
Как правило, в эту категорию попадают новички, которые на новом месте еще не успели освоиться, оглядеться по сторонам и разобраться в ситуации. Поэтому их с легкостью отправляют на передовую в роли пушечного мяса.
Чего опасаться?
Нелепой смерти (то есть – ухода еще до окончания испытательного срока).
Как защититься?
Тыкать всем справку о своей воинской непригодности (то есть – хлопать глазами невинно и бормотать, что тебе срочно нужно позвонить очередному клиенту).
Медсанчасть
Повинность состоит в том, чтобы собственной точки зрения на конфликт не иметь и вытирать слезы обеим сторонам по очереди.
Чего опасаться?
Есть шанс стать врагом обеих сторон одновременно.
Как защититься?
Лечить раненых скальпелем, а не тайским массажем. Никаких поглаживаний по голове, а только: “Ты, конечно, поплачь, но…”. И далее по пунктам о причинах ранения.
Единственная ценность офисных войн состоит в том, что они на порядок повышают внимательность и собранность каждого участника событий. Поэтому войны часто провоцируют из кабинета генерального. Умные генералы в этом случае забивают на геополитику и идут вместе пить коньяк. Помни об этой опции!
Текст: Александра Смилянская
Фото: Shutterstock