В обсуждении любой истории о мужских закидонах редко кто вспоминает папу фигуранта, зато в первом десятке комментариев непременно будет “его мамаша таким воспитала”. С другой стороны, может, в этом и есть резон. Все мы видали этих маменькиных сынков, о которых думаешь – а осиротел бы вовремя, может и человеком был! Ну-с, говорят нам Небеса, хотела увидеть достойного мужчину – вырасти достойного мужчину!
Нет игрушкам для мальчиков и игрушкам для девочек!
Есть игрушки, которые заинтересовали ребенка, и те, что ему не по нраву или не по возрасту. Дамы, где вы найдете мужчину, элегантно жарящего стейк, легко рубящего тяжелым ножом овощи, жонглирующего приправами, если его все детство оттаскивали от игрушечной плитки в ИКЕЕ? Там, где загораются конфорки и открывается микроволновка, и такие шикарные кастрюли… Купили еще один пистолет. Ладно, пойду убью кого-нибудь.
Понятно, что не нужно впадать в обратную крайность и обвешивать парня розовыми котятами. Просто вообще забудьте идею, что игрушки сцеплены с полом – это же не гемофилия, в конце концов. Можно не волноваться, что мальчик вырастет в неведении – без нас найдутся бабушка, воспитатель в саду и папа одноклассника, которые донесут, что набор юного химика – недостаточно маскулинный артефакт. Но если дома человек привык слышать не о том, с чем ему положено играть, а о том, как можно интересно использовать вещи – взять его на испуг будет непросто.
Что там игрушки. К одному моему знакомому, ныне почти двухметровому, юноше в раздевалке начальной школы подкатили с претензиями, что-де он в колготках, а значит, не мальчик. Парня настолько удивила связь, что он начал исследование и опрос, выяснял, у кого еще, кроме интересанта, писюн от колготок втягивается… и похоронил тему неправильного термобелья всему классу.
А еще один мальчик, правда, в более юные годы, нежно отжал у подружки куклу, пояснив, что дети должны же жить и гулять с папой. Две «бабушки» долго соревновались в том, кто лучше нарядит общую «внучку», а когда эти дети перешли в старшую группу и дружно переключились на динозавров, к новой девочке кукла уехала сильно заигранная, но с большим приданым.
Мужчины плачут
А также кашляют и какают. И делают многие другие физиологически естественные дела. Другой вопрос, что плакать, какать и кашлять воспитанные люди стараются не в самом людном из доступных мест. Слезы – совершенно нормальная человеческая реакция на разочарование, обиду и физическую боль. А мама, которая сокрушается, что её трехлетка плачет при виде процедурного кабинета, должна бы сильно задуматься при виде трехлетнего же тигра, которого несут с прививки искусанные, избитые, помятые мама, папа и бабушка. Увы, отсутствие слез – один из очень тревожных симптомов в психологическом развитии ребенка. И когда маленький аутист впервые плачет над Бэмби, в доме бывает праздник, да-да.
Другой вопрос, как нам реагировать на мужские слезы. Хуже всего – задабривать. Если бы нам в детстве давали конфетку каждый раз, когда мы закашляем… Боимся даже думать, что бы выросло. Так и со слезами. Не надо их подкреплять как поведение. Поплакать в тишине любой человек имеет право. У мамы на ручках – если попросится на ручки и получит разрешение. А немедля прекращать слезы – зачем? Человеку надо прожить свою боль, принять ее, победить ее. А если вы его заткнете, насмешкой ли конфеткой ли – он просто научится отрицать боль. И вырастет очередной железный дровосек, которых у нас в стране и так навалом.
Нет мужской работы и женской работы. Есть работа по возрасту
Если мальчика специально не проинформировать, что любая регулярная домашняя работа – женская, само по себе это в голову не придет. Просто потому, что это нелогично. Когда было “муж колет дрова, жена топит печку, дети носят щепки” – логика была: каждодневный труд по дому был и в самом доме, и вовне. Сейчас же противопоставлять уборку и готовку подвешиванию полочки странно, готовить надо постоянно, а полки каждый день прибивает только Великий Сосед с Перфоратором. Вы что, его хотите вырастить?
Мужчина лет четырех может вытащить в тазик постиранное белье из машинки. Для него это непросто – белье сырое и тяжелое; но ему не так далеко наклоняться, как маме. Разобрать носки попарно и развесить их по прищепкам – вот вы и поделали упражнений на внимание и мелкую моторику. Мальчишки возятся с тестом и мукой с не меньшим восторгом, чем девицы, а мыть кухню потом – что за теми, то и за этими. Шитье и штопка редко радует что тех, что этих, но опыт “испортил – почини” очень оздоровляет отношение к вещам. Лучше всего эту тему раскрыл великий Николай Носов в рассказе “Заплатка”.
Но самое важное для вашего мальчика, хотя, может быть, ему и не нужно этого говорить – мужчину, способного самостоятельно сварить борщ, зашить разъехавшийся шов и протереть зеркало, не возьмешь за уютный быт, как бычка за кольцо в носу. Он сам с усам.
Есть еще один отличный рассказ о последствиях гендерных перекосов в домашних делах. Старенький, еще из “Библиотеки пионера”. Автор Юрий Сотник, “Райкины пленники”. Ребенку его можно читать лет с восьми, а еще его полезно дать папе или бабушке, если они заикнутся, что мальчика-де негоже учить всяким бабьим штукам. Очень… впечатляющая история. С захватом заложников, угрозами и шантажом.
Нет отдельным правилам поведения с девочками и мальчиками!
Есть общая понятная этика. 1. Не бей того, кто заведомо тебя слабее. 2. Не бей лежачего. 3. Не бей того, кто сдался. 4. Не бей исподтишка. Всё. Например, тощая косичка, пыхтящая над прописью на передней парте проходит сразу по двум пунктам, (первому и четвертому). А то сначала мы учим “нельзя бить девочек никогда-никогда”, а в шестом классе обнаруживается, что мальчики еще – шмакодявки в полтора ранца, а на девах отросли ноги от ушей и вторичные половые признаки, и средняя одноклассница среднего одноклассника легко уносит подмышкой. А сдачи дать нельзя – это же “он бил девочку!”
Опыт несправедливости и беспомощности, когда все дети равны, но некоторые дети равнее – это не то, что нужно живому человеку любого пола в период становления личности. Так что самый здоровый подход к этому вопросу вы найдете в спортивной секции какого-нибудь у-шу, где детей расставят в спарринг не по полу, а по росту и весу. И тогда в последующие годы ваш сын, услышав обсуждение “можно ли бить жену”, инстинктивно удивится: “а что – жена не человек, что ли?”, а не начнет прикидывать, какие исключения бывают с этими девчонками.
Кстати, драться вообще – с учетом упомянутых выше четырех правил – мальчику даже желательно. Если все четыре пункта были соблюдены, за драку ругать нельзя. Но это, вообще-то, и к девочкам относится.
Ах, скажете вы, относиться к девочкам как к “а что, люди как люди” – а как же этикет, а как же флирт? Флирт, в норме, не постоянный фон для всех со всеми, а включаемая и выключаемая по воле участников игра. Настанет срок – изучим и игру, но навязывать мальчику флирт со всеми дамами подряд как норму вещей… Мамочка, вы сына растите или генофонд нации?
Этикет же не будет возражать против обобщений типа “уступаем дорогу и сидячее место тем, кому трудно”. Какая разница, кому именно – стареньким, хромающим, глубоко беременным, если человеку трудно, это видно. А бодрая молодая тетенька сама не обрадуется, если ей начнут уступать место в метро (“это что, я так плохо выгляжу???”)
Наши знакомые юноши, выросшие в таком родительском отношении, охотно предлагают знакомым дамам помочь с авоськами и мило треплются дорогой; с удовольствием участвуют в переездах общих друзей; учатся или иногда бросают учебу, чтобы поработать и поразмыслить; флиртуют с девушками, а порой уже и женятся – и вообще производят впечатление очень вменяемых ребят.
И, кстати, – мамы девочек, имейте в виду – эти мальчики обычно хорошо готовят и не боятся младенцев.