На носу у нас Оскар, и серьезные критики спорят о его итогах, а мы просто обмениваемся картиночками с шутками про Леонардо Ди Каприо. Тем временем, журналист и популярный блогер Антон Голубчик составил собственный список оскаровских ошибок и разочарований.
В жизни каждого кинолюбителя наступает момент, когда он осознает, что Оскар – это полная фигня. И если в вашей жизни этот момент еще не настал — надеюсь, что это видео выполнит свою задачу.
[youtube id=”Or6L8IZaG54″]
Как бы сильно вы не были погружены в то, что члены Академии почтили или обошли своим вниманием в этом году – помните: эти фильмы и кинопроизводители когда-то были номинированы или удостоены Оскара. И не забывайте, они да и мы с вами всего лишь люди.
Лучший фильм: “Шоколад” (2001)
На протяжении 1990х годов боссы Мирамакс — Боб и Харви Вайнштейн пересмотрели свои кампании по завоеванию Оскара и стали предпринимать сложные (и дорогие!) шаги, чтобы получить награды, которые обычно проходили мимо них в руки производителей арт-хауса. В этом соревновании студия тратила огромное количество денег на рекламу, актеров и VIP-ивенты.
Казалось, что фильм при поддержке аппарата Вайнштейн может иметь успех, даже если выйдет утром в день номинации. Тезис, подтверждаемый пятью номинациями на Оскар завоеванными за комедийную драму Лассе Халльстрём — фильм настолько легкий и одноразовый, что большинство кинозрителей забыли о его существовании к тому моменту как добрались до своих автомобилей. Но члены Американской киноакадемии не забыли! Они не только отметили фильм в номинациях “лучшая женская роль”, “лучшая женская роль второго плана”, “лучший адаптированный сценарий”, “лучшая музыка”», но и номинировали его на самый главный приз — “лучший фильм” (при том что номинантов тогда было всего пять).
Среди достойных премии “лучший фильм” в том году НЕ были номинированы отличные картины: “Почти знаменит”, “Реквием по мечте” и “Девственницы-самоубийцы”.
Лучший актер: Шон Пэн “Я-Сэм” (2002)
Пытаясь угодить членам киноакадемии и получить Оскар, играя храброго героя-калеку, мой любимый Шон Пэн не смог выразить в своем персонаже ничего нового. Как показывает история – это самый простой способ получить номинацию или саму премию. Но было что-то особенно печальное в том, как г-н Пенн пролетел мимо Оскара. Пэн согласился на роль только ради Оскара и был очевидно расстроен. Ничего не вышло — Пэн проиграл Дензелу Вашингтону с фильмом “Тренировочный день”.
В конечном счете Пэн был награжден дважды в последующие годы: за его работу в фильмах “Таинственная река” и “Харви Милк”.
Лучший адаптированный сценарий: “Шрек” (2002)
“Шрек” был пятым фильмом, выпущенным Дримворкс Анимэйшн и их первым мега-хитом. Фильм с бюджетом в 60 миллионов, заработавший 484 миллиона, заявил о молодой студии как о большом игроке на рынке компьютерной анимации. Умный, детский, хоть и немного хамоватый, мультик, пришелся по душе родителям и вызвал улыбку у представителей самой индустрии. Очевидно “Шрек” пытался нанести удар по классике Диснея и главе студии на тот момент – Майклу Эйснеру, с которым у соучредителя Дримворкс и бывшего воротилы Диснея Джефри Катценберга были весьма сложные отношения.
“Шрек” был номинирован и выиграл награду за лучший анимационный фильм, и это было… нормально. Конечно, он побил “Корпорацию Монстров”, это было понятно. Что непонятно – так это его одновременная номинация на приз за лучший адаптированный сценарий. Авторы не изобрели ничего нового, а лишь позаимствовали устаревшие элементы современной культуры из разных мультфильмов. И это было настолько очевидно, что становится не ясно, за что сценаристов удостоили отдельного приза.
Лучший фильм: “Столкновение” (2006)
Победа Пола Хаггиса в номинации “лучший оригинальный сценарий”, конечно, очень раздражала: это было грубое схематичное описание расизма, персонажи со стандартным набором качеств и очевидные диалоги. Но не смотря на то как прост был фильм, сюжетная линия “рабство — это плохо” стала приманкой для членов киноакадемии (особенно для представителей старшего поколения жюри, которые воображают себя прогрессивными), так что победа была, пожалуй, простительной. Даже учитывая то, что он побил без сомнения более интересные сценарии, такие как “Кальмар и кит”, “Матч Поинт” и “Доброй ночи и удачи”.
Предполагаемый победитель номинации “лучший фильм” — “Горбатая гора” являлся адаптированным сценарием и в данной гонке не участвовал. Смиримся с тем что “Столкновение” получили приз в этой номинации, ничего особенного. Но вот потом “Столкновение” взяли и “лучший фильм”! Черт, его вообще не должны были номинировать. Потом что среди фильмов, которые не попали в финальную пятерку: “Преданный садовник”, “Северная страна”, “Оправданная жестокость”, “Поцелуй навылет” и ранее упомянутые “Матч Пойнт”, “Сириана” и “Кальмар и кит”). Он побил не только “Горбатую гору”, но и “Доброй ночи”, “Капоте” и “Мюнхен”. Он побил Мюнхен, Карл!
В жизни каждого кинолюбителя наступает момент, когда он осознает, что Оскар – это полная фигня! В ту ночь было много таких моментов.
Лучший анимационный фильм: “Тачки” (2007)
Пиксар был частым фаворитом в категориях “лучшая анимация”. Номинация “Корпорации Монстров”, победы “В поисках Немо” и “Суперсемейки” были заслуженными. Мультфильмы Пиксара умные, забавные, дружелюбные. Они нравятся не только детям, но и что важно – более избирательной аудитории – родителям. Но иногда у Киноакадемии проявляется привычка ошибочно выдвигать на премию последние труды популярных студий или актеров – это может быть единственным объяснением номинации “Тачек”.
И с этим согласилось большинство зрителей: “Тачки” стали первым разочарованием студии Пиксар. Мультфильм приятно смотреть, но ему не хватает того остроумия и сердечности, которыми так славятся работы студии. Жюри, по крайней мере, согласились с этим на финальном этапе голосования (приз ушел к “Делай Ноги”). Хотя, скажем, и победа “Храброй Сердцем” в 2013 тоже довольна спорная.
Лучший фильм: “Невидимая сторона” (2010)
Победа Сандры Баллок в номинации лучшая актриса за роль Лей Энн Туи в адаптации книги “Хэнкок” Джоном Ли на мой взгляд была сомнительна. Керри Маллиган в “Воспитании чувств” и Габури Сидибе в “Сокровище” — обе сыграли более интересно. Но здесь понятно: неплохая игра любимой многим актрисы, у которой еще нет большого приза. Но это не объясняет включение картины в гонку за “лучший фильм”.
“Невидимая Сторона” — это мусор, хрестоматийное повествование о белом спасителе. Рассказ о молодом добродушном темнокожем человеке, покинутом другими безответственными темнокожими и спасенный из клоаки гетто богатой белой христианской республиканской семьей (в то время как другие черные показаны как отвратительно небрежные, намеренно глупыми, или традиционно преступниками). Это оскорбительно упрощенный, неумышленно расистский фильм и даже для недавно появившейся номинации “лучший фильм” это было слишком.
Забавный факт: Баллок также засветилась в самой неоправданной номинации на “лучший фильм” 2012 года – “Жутко громко и запредельно близко”.
Приз за лучшую оригинальную музыку к фильму: Джон Уильямс, “Боевой Конь” (2012)
Было бы не совсем противоречиво назвать Джона Уильямса одним из лучших композиторов музыки для кино: его мелодии для “Супермена”, “Звездных Войн”, “В поисках утраченного ковчега”, и «Парк юрского периода» стали неотделимы от фильмов и прочно укрепились в нашем кинематографическом сознании. Но давайте начистоту: качество его работ резко снизилось за последние годы — и не только сами мелодии, но их раздражающе упрощенные аккомпанементы.
Но он Джон Уильямс – еще один член клуба автоматических номинаций. Он был номинирован на лучшую музыку или лучшую песню пятьдесят раз! Пять из них он выиграл. Многие из этих номинаций достаточно сомнительны, но самая необъяснимая – его с блеском выстраданная раздражающая музыка к худшей на сегодняшний день картине Спилберга.
Лучший оригинальный сценарий: “Экипаж” (2013)
Драма о пилотах, попавших в кризисную ситуацию Роберта Земекиса заслужила ровно одну номинацию на Оскар, которую она и получила: лучшая мужская роль Дензела Вашингтона — за его мучительную, сложную игру и умелую интерпретацию утомительных сценарных реплик. Затем каким-то образом фильм оказался номинирован за сценарий, “оригинальность” которого лишь том, что Джон Гатнис нафаршировал текст всеми возможными клише из фильмов от “Потерянного уикенда” до “Покидая Лас Вегас” и всего, что было между ними.
К счастью, они все же проиграли “Джанго освобожденному”, но даже сама номинация могла достаться фильмам получше – “Мастеру”, “Петле времени” или “Корпорации святые Моторы”.
Лучшая женская роль второго плана: Мерил Стрип, “Чем Дальше в Лес” (2015)
18 номинаций на Оскар и три победы – ни один актер не получал признание киноакадемии так часто, как госпожа Стрип, и никто даже не был близок к такому. Большинство этих номинаций и побед вполне заслужены, но есть и немного сомнительные – результаты вышеупомянутого автоматического номинирования (“Истинные ценности”? “Музыка сердца”? «Август: графство Осейдж”?)
Номинация для Стрип, казалось бы, всегда зарезервирована. И это единственное возможное объяснение прошлогодней номинации на лучшую актрису второго плана в уродливой, слитой Робом Маршалом одноразовой адаптации любимчика публики Сондхайма. И Стрип сыграла там… ну нормально, мне кажется. Я к тому, что она сделала все возможное и нет ничего особенно плохого в ее игре. Но это наталкивает нас на мысль, насколько хуже, должно быть, Стрип стала играть, чтобы НЕ быть номинированной, особенно после таких больших работ как Джессика Чейстейн в “Самый жестокий год”, Рене Руссо в “Стрингере” и Кармен Эджого в “Сельме”.
Лучший режиссер: Алехандро Гонсалес Иньяриту, “Выживший” (2016)
После побед Иньяриту на BAFTA и Золотом Глобусе, вероятность того, что он возьмет Оскар, почти стопроцентная. Более того, это сделает его одним из трех режиссеров, бравших Оскар два года подряд (первыми были Джон Форд и Джозеф Лео Манкевич), и первым, кто это сделает за последние полвека! Жаль, что он получит его за САМЫЙ срежисированный, а не за лучший срежисированный фильм, да еще и от жюри, которое снова опустилось до жалких обсуждений его отчаянных попыток и благих намерений, не говоря уже о притязании на арт-хаус. Это кстати и испортило то, что возможно могло бы стать вполне сносным рассказом о выживании. Итак, в этом году Оскар снова получит не тот парень. Ну и ладно, не в первый раз.
Текст: Антон Голубчик
Послушать и посмотреть Антона можно тут: “Киношаги по стеклу”
Почитать Антона можно тут: “Шаги по стеклу”