С каждым новым голливудским фильмом все в рунете только и жалуются, как же американцы стараются быть политкорректным, безо всякой нужды вставляя в фильмы то активных девушек, чтобы было побольше женских персонажей, то хороших цветных, чтобы никто не обиделся. А вот наши-то старые добрые фильмы… Минуточку, а что с нашими старыми добрыми фильмами?
Похоже, кое-кто начал забывать, как выглядит торжество “политкорректности”. И ещё до всякого Голливуда! Представляем твоему вниманию 10 лучших ЭКСТРА-“политкорректных” советских фильмов.
«Мой нежно любимый детектив», 1986
Задолго до того, как создатели «Элементарно!» начали экспериментировать с гендером великого сыщика, наши сняли кино про Ширли Холмс (Екатерина Васильева) и Джейн Ватсон (Галина Щепетнова). Мало того, Ширли в этой экранизации – отнюдь не юная дама, ещё она курит трубку, рулит сыскным агентством и влюбляет в себя даже злопыхателей. Не пародия, как можно было бы подумать, а просто хорошая детективная комедия, сыгранная золотым составом советского кинематографа 1980-х.
«Королевство кривых зеркал», 1963
Раздолбайка Оля попадает в зазеркалье, где встречает свою темную сторону по имени Яло, организует оппозиционное движение против тирании зазеркального короля и его хунты, спасает политзаключенного и, в конечном итоге, всю страну. 1963 год, напоминаем, эпоха, когда от женщины в кино требовалось сидеть в красивой позе и не мешаться под ногами у главного героя.
«Небесный тихоход», 1945
Половина главных героев фильма – не герои вовсе, а героини, военные летчицы и журналистки. Притом кино вовсе не о том, каково женщинам в армии во время военных действий. Никаких реприз на тему «а девки-то тоже летать могут!» – могут, конечно, ни у кого и сомнений нет. В 1970-х цензура изрядно покромсала этот фильм, а потом его еще и переозвучили зачем-то. В 2012 году фильм реставрировали, сделали цветным и вернули все вырезанные сцены и оригинальную звуковую дорожку.
«Берегите женщин», 1981
Команда девушек рвется в море, а руководство порта всячески ставит им палки в колеса, назначая работать на древнем корыте, которое прикидывается буксиром. Единственный член команды мужеска пола – совершенно бесполезный кок Женя, который даже макароны сварить не в состоянии, а вокруг – сплошь недоброжелатели. Хотя чего они к ним привязались, ну в самом деле.
«Усатый нянь», 1977
Вчерашний школьник, бездельник Кеша устраивается на работу в детский сад – причем не разнорабочим каким-нибудь, а воспитателем, то есть на самую что ни на есть традиционную женскую должность. Могла бы получиться незамысловатая комедия из разряда «мужика оставили одного на хозяйстве», но на самом деле фильм о том, как придурок Кеша превращается в Иннокентия Петровича, на которого можно положиться.
«Про Красную Шапочку», 1977
Наша Красная Шапочка – не пассивная жертва всяких там Волков и не наивная дурында, а настоящий трикстер. Она гораздо храбрее труса-Охотника и изобретательнее недругов-Волков, обладает навыками профессионального переговорщика, а когда дипломатии недостаточно, может и в глаз двинуть. Там же обнаруживается девочка, переодетая мальчиком.
«Проданный смех», 1981
Экранизация детской повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» о мальчике, заключившем необдуманную сделку с дьяволом, получилась далеко не дословной, что-то выбросили, что-то добавили. Среди вставок, которых в оригинале не было – очень активная, авантюристического характера девочка по имени Габи Бебер, которая, переодевшись мальчиком из Африки, сопровождает главного героя Тима на протяжении всего фильма и помогает ему выпутываться из им же заваренной каши. В книге-то он все один да один.
«Неуловимые мстители», 1966
А также вся серия с теми же персонажами. В команде тинейджеров-супергероев – не только по представителю от интеллигенции и пролетариата, но и нацменьшинства в лице цыгана Яшки и женщины в лице боевитой Ксанки. Все четверо показывают себя в полной красе!
«Гостья из будущего», 1984
И книга, и сериал – настоящие объекты культа. Мы все, вне зависимости от пола, были влюблены в Алису Селезневу – шестиклассницу, которая и ученый, и космический бродяга, и путешественница во времени, гений с навыками спецназовца и в целом – существо высшего порядка. Вся серия книг Кира Булычева про Алису – классика нашего детства, и тогда никого не удивляло, что главная героиня – девчонка.
К слову, и пресловутый тест Бехдель проходит на раз: Алиса общается то с Юлей Грибковой (которая вообще сообщница в её приключениях), то с юлиной бабушкой, то с учительницей, то с олимпийской тренершей, и, конечно, такой же супергероиней из будущего – сотрудницей института истории Полиной. Надо ли говорить, что создатели ещё и не знали о тесте Бехдель, а просто снимали хорошее кино?
«Дубравка», 1967
Солнечная лента Одесской киностудии про пацанку, которую вечно тянет на приключения. Она играет в футбол, ныряет в море и строит всех дворовых врагов, а попутно вообще в некотором роде влюбляется в заезжую туристку. Если б такое сняли в современной России, случился бы скандал. Даже несмотря на то, что в конечном итоге Дубравка переключается на мальчика чуть старше себя, а в неё саму влюблён младший брат мальчика.
Текст: Ольга Лысенко
Фото на анонсе: кадр из фильма «Небесный тихоход»
Читай также:
Реальная реакция современных детей на советские фильмы
Самые трогательные советские мультфильмы
Страх и боль. 15 отечественных фильмов о репрессиях