Хотят того взрослые или нет, нравится им это или нет, подростки занимаются сексом. И ничего с этим не сделаешь. Но можно научить их предохраняться и спрашивать согласия партнера. Но всегда ли подростковый секс – это про секс? Всегда ли мотивы подросткового секса эротические?
Давайте попробуем разобраться, что, помимо проснувшейся сексуальности, влечения, желания получить удовольствие и желания познать возможности своего тела, помимо любви и радости от общения с конкретным человеком, вызывает в подростках стремление заниматься сексом.
То, что лежит на поверхности
– Желание получить одобрение референтной группы – друзей, подруг, класса, лидеров. “Как, ты еще не?…” “А сколько у тебя девчонок было?” “Все еще девственница?!”
– Любопытство.
– Просто за компанию. А что? Вы никогда ничего не делали за компанию? Не купались ночью голышом? Не курили? Не выпивали? Не орали на концерте или на митинге? Не смеялись, как сумасшедшие? А они-то еще не особо устойчивые, они и сексом за компанию могут заниматься (собирая подростка на тусовку с риском, давайте ему/ей презервативы на всю компанию).
А если копнуть глубже? Что толкает подростков в “лапы секса”?
За желанием получить одобрение товарищей (и не стать изгоем в своей среде) чаще стоит тотальная тревожность, свойственная возрасту.
О том, из чего складывается тревожность у подростков, говорит психолог Татьяна Абрамова:
“Подростки растут. Они растут физически, эмоционально. В этом возрасте гормоны “шпарят со страшной силой”. Тело меняется, одолевают новые незнакомые ощущения, чего-то хочется. “Тормоза не работают”. Это сопровождается физической усталостью и перевозбуждением одновременно. Подростки элементарно не справляются с собой.
Вроде как они уже чувствуют себя самостоятельными, вместе с тем их преследует острый страх ошибок, страх несостоятельности.
И хочется быть принятыми, быть “на уровне”, хочется быть “как все”.
А родители их при этом считают маленькими…
… и не готовы дать им столько самостоятельности, сколько им нужно, но из страха перед взрослением детей (и пустотой в своей жизни) усиливают над ними контроль, либо заражают их своей собственной возросшей тревожностью.
Да, родители часто сами провоцируют детей на ранний секс: своим страхом перед ранней беременностью, перед ВИЧ, своим неумением об этом говорить, своими попытками сдержать проявления их сексуальности.
Сексуальность зачастую становится спусковым краном для тревожности.”
Итак, секс как средство снижения тревожности.
Секс как самоопределение: “Все рассказывают, а у меня опыта нет, вроде возраст уже подошел, а я еще не знаю”.
Секс как маркер взрослости.
Секс как транквилизатор. Речь о снятии напряжения через секс.
Секс как психостимулятор. Речь о бегстве от реальности через секс: кто-то пьет, кто-то принимает наркотики, кто-то активно занимается сексом.
Сексуализация и эротизация всего и вся тоже делает свое дело.
Сексуальность и желанность противоположному полу в массовой культуре и в рекламе (которая составляет основной жизненный фон) подается как ключевое качество человека. Признание своей сексуальности становится мерилом личностной состоятельности, наличие и количество секса – мерилом успеха.
Желание и готовность к сексу приравнивается к любви. Отношения с противоположным полом не представляются без секса и сводятся к нему.
Секс приобретает самостоятельную сверхценность. Со всеми вытекающими из этого последствиями, такими как объективация, то есть приравнивание женщин и девушек к их телу как сексуальному объекту, а также приравнивание мужчин и юношей к их потенции и “половой силе”. Что, в свою очередь, приводит к неумению выстраивать личные отношения и быть в отношениях.
Кира Вебер, андрагог, тренер по общению, медиатор конфликтов:
“Подростков к раннему сексу толкает очень часто желание связи, единства, желание найти себя в этой связи. Это та самая потребность, которую удовлетворяют в том числе социальные сети, и вообще много что. В условиях давления тотальной сексуализации и эротизации подростки пытаются удовлетворить эту потребность “не тем местом”.
К чему это может привести? Секс – это ультимативная форма общения (определение психолога Михаила Литвака). То есть высшая, абсолютная, и это – многоуровневая близость. Когда секс происходит не на базе доверия и уже выстроенных отношений, не на желании душевной связи, он разъединяет – вместо того, чтобы соединять.”
Секс как заменитель любви и дружбы
Жажда тепла, участия – эмоциональной близости – может удовлетворяться за счет близости физической. Причем речь и о недолюбленности ребенка в семье, и о невыраженных ощущениях, связанных с естественной подростковой сепарацией.
Крайняя степень эмоционального голода – одиночество, когда у подростка нет близких друзей, – может толкнуть его в объятия к тому, кто предложил секс.
Неумение дружить и в целом общаться в комплексе с просыпающейся сексуальностью тоже может сделать секс заменителем дружбы.
Неумение дружить – распространенная проблема современных детей. Множество детских занятий (все ради развития и хорошего образования), недостаток досуга и “закрытая” жизнь в больших городах привели к тому, что между детьми не завязываются обычные дружеские отношения.
Большая часть общения между детьми проходит на общих занятиях ради пользы, а не основывается на симпатиях и взаимном интересе или просто на привычной близости (когда дети много лет рядом).
Когда дети подрастают, оказывается, что девочка нужна, а что делать с ней, мальчик толком не знает…
Особенности социализации
При этом среднестатистического мальчика учили, что он должен добиваться, достигать, побеждать. Постоянная конфронтация, война, битва – одна из основ мужской социализации. Секс для мальчиков – тоже поле боя, арена для достижений.
Психолог Гарри Колман:
“Мальчики утверждают свою маскулинность именно через телесность, а поскольку с телесностью в нашем обществе очень плохо, то все сводится к сексу или околосексуальным действиям, причем желательно грубым, а то – “не мужик”.
Девочкам до сих пор зачастую предписывается быть терпеливыми, добрыми, уступчивыми. До сих пор многих девочек растят ориентированными не на себя, а на мужчин, наличие мужчины в жизни определяет социальную состоятельность женщины.
И девочка, чтобы получить признание у мальчиков, уступает… Или просто не умеет противостоять давлению.”
Психолог Татьяна Абрамова:
“Даже для думающих мужчин порой бывает откровением, что нарушение границ есть насилие. Они удивляются, они думают, это это нормально – постоянное давление и преследование. Над девочками довлеет необходимость соответствия определенным стереотипам. Внешняя привлекательность – это основная энергия продвижения и познания. К сожалению.”
Что с этим делать – с тем, что дети занимаются сексом?
Ничего. Ребенок вырос. Вы можете только вручить запас презервативов и рассказать о рисках. И установить правила. Простите, обсудить. “Установить” с подростками уже не пройдет.
Какие это риски?
1. Риск нежелательной беременности.
2. Риск заражения заболеваниями, передающимися половым путем.
3. Риск заражения ВИЧ.
Ответственность за эти риски несут оба партнера!
А также:
1. Риск быть изнасилованной для девочек.
2. Риск быть изнасилованным для мальчика.
3. Риск стать насильником для мальчика.
Ответственность за эти риски лежит всегда на том, кто становится насильником!
Какие могут быть правила?
1. Презервативы, даже если используются другие способы предохранения.
2. Озвученное согласие. Понимание и принятие, что “нет” – это нет. И что отсутствие ясного “да” – это “нет”. Особенно это актуально для мальчиков.
3. И снова для мальчиков – не уговаривай, не дави, “нет” – это нет.
4. Если не хочешь, если неприятно, если боишься, если не нравится место, если не вовремя, говори “нет”. Особенно это актуально для девочек. Если мальчик обиделся на твое “нет” – ты не несешь ответственности за его чувства. Если он грозит перестать с тобой “дружить” после отказа (или грозит еще чем-то) – это шантаж, а шантаж – это недостойно и безответственно. И небезопасно.
5. “Нет” может относиться как в целом к сексу, так и к отдельным сексуальным практикам.
6. В идеале секс только на трезвую голову. Человек под действием алкоголя находится в измененном состоянии сознания, ни о каком осознанном и ясно озвученном согласии не может идти речи. Девочка выпила – не трогай. Выпила сама – говори “нет”. Выпил сам – не приставай. Пьяная девочка пристает – говори “нет”.
7. Секс только в нормальных условиях – с чистыми руками и половыми органами в чистой квартире на чистых простынях.
Хотите вы того или нет, подростки занимаются сексом. И самое лучшее – собственное разумное отношение к этому. А также регулярное обновление запаса качественных презервативов в сумке или рюкзаке у ребенка и обсуждение четких и понятных правил безопасного сексуального поведения.
Текст: Наталья Калашникова / Мамсила
Иллюстрации: Shutterstock
Читай также: