Сегодня ушла из жизни актриса театра и кино Наталья Крачковская, любимая миллионами «королева комического эпизода». За свою долгую карьеру она снялась более чем в 90 картинах. В память о ней мы собрали самые любимые из них.
«Двенадцать стульев», Мадам Грицацуева
Первая по-настоящему заметная роль Крачковской, после которой она, как принято говорить, проснулась знаменитой. Знойная женщина — мечта поэта, что и говорить! К слову, на съемках она самостоятельно выполняла все трюки.
«Иван Васильевич меняет профессию», Ульяна Андреевна
Кто не помнит знаменитый диалог жены управдома Бунши с милицией! И, моментально ставшую крылатой, фразу «И тебя вылечат… И меня вылечат…». Наталья Леонидовна наотрез отказалась бриться наголо и роль короткого ежика исполняет резиновая шапочка с приклеенными волосами.
«Человек с бульвара Капуцинов», Кончита
И снова яркая эпизодическая роль — служанки главной героини. И снова сакраментальное «Искусство, Кончита, требует жертв!»
«Не может быть!», покупательница картин, гостья на свадьбе
Наталья Крачковская сыграла в двух из трех новелл, снятых по творчеству Михаила Зощенко. Сначала она истинно НЭПмановская дама, холеная и строгая, которая покупает картины, совершенно в них не разбираясь, но безапелляционно утверждая, что «Ваши цены — дичь», а потом — практически безмолвная гостья на свадьбе главного героя, единственное, что она произносит — «Маньяк!» Но слова ей и не нужны — достаточно просто появиться в кадре.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», тетушка Шпоньки
Это телевизионный фильм-фантазия, в котором переплетаются творчество Гоголя и режиссерский вымысел. В одной из экранизированных новелл об отношениях Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки и снялась Крачковская. Роль Василисы Кашпоровны — «дородной и рослой» женщины, строящий козни своему соседу, удалась ей вне сомнения.
«Место встречи изменить нельзя», певица
Культовый советский пятисерийный мини-сериал Станислава Говорухина и снова Наталья Крачковская появляется в эпизоде — играет певицу в театре, где проходит спецоперация Глеба Жеглова.
«Покровские ворота», Ольга Яновна, жена Соева
В этом фильме у актрисы даже нет реплик, да и зачем они ей. Она просто сидит и улыбается в компании Евгения Моргунова, с которым они составили прекрасный экранный дуэт. О ее характере мы узнаем из диалога Соева с Велюровым и понимаем, что ей остается только улыбаться.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», жена радиста Мони
Уморительный эпизод с Сашей Лойе — внуком радиста, который слопал важную шифровку с паролем, и теперь её из Сашиного персонажа, эмм, извлекают при помощи слабительного и, как водится, такой-то матери.
«Чиполлино», Чиполла, мама Чиполлино
По словам любителей советских мюзиклов, это наш родной арт-хаус, а Крачковская — идеальная луковица. Так-то! Кстати, в главной роли там сам Джанни Родари — автор сказки.
«Клубничка» (сериал), Мария Ивановна, соседка
В одном из первых отечественных ситкомов — аналоге испанской «Дежурной аптеки» — Наталья Крачковская сыграла роль соседки кафе «Клубничка», принадлежащего семье Кошкиных. Ее балкон выходил ровно на кафе, так что она принимала весьма активное участие в его жизнедеятельности, добавляя огня и веселья.
На анонсе: кадр из фильма «12 стульев» Леонида Гайдая