Маша – не дура?! Или как извиниться без извинения

sorr

Может, мы обидели кого-то зря? Календарь закроет этот лист!

В английском есть чудесное слово, которого не имеется в Великом-И-Могучем – nonpology. То есть неизвинение. У нас такого слова нет, но жопа есть явление – тоже очень даже распространенное. Изучим, чтобы при необходимости от него защититься – или им же вооружиться!

“Прошу простить меня за правоту”. Шекспир

“Не хотел тебя обидеть”

Что говорит тем самым человек? Что он действительно хотел сделать или сказать именно то, что он совершил или сообщил. Ну например, сделал широкое обобщение насчет умственных способностей определенной группы людей, руководствуясь при этом таким субъективным фактором как цвет волос. Или просто взял и изменил. Но при этом он хотел, чтобы ты данному факту или заявлению порадовалась. Твоим эмоциям он как минимум удивлен. А то и обиделся на то, что ты на него обиделась!

“Простите, если кого задел”

Слово “если” – или любое другое “условие” – превращает извинение в не-извинение. Так говорит Джон Кадор, автор книги “Эффективное извинение” (извините за тавтологию, если она кого напрягла ;)) Так можно со спокойной совестью делать заявления типа “все, кто тут сидит – идиоты, вы уж извините, если кто принял на свой счет”.

“Надменное извинение – еще одно оскорбление”. Честертон

“Такой вот я негодяй, да”

sorr3

Охотное и преувеличенное самобичевание – отличный способ из агрессора превратиться в жертву. Он же себя уже побичевал, сам себя наказал – и вы, злые люди, после этого будете добивать его, бедняжечку, своими жестокими упреками? Бессердечные вы эгоисты, неспособные к прощению, вот что. А он пойдет плакать. Никто его не любит. Потому что он недостоин, недостоин. Федор Михайлович в этом смысле – наше всё и сплошной мануал по этому виду раскаяния-наезда.

“Сожалею, но вы дурак”

Незамысловатый, но неизменно отличный метод протроллить извинением – расшаркаться в первой половине высказывания, после чего во второй еще раз подтвердить и закрепить то, за что только что повинился. Золотая классика подобных реплик – формулировки типа: “Я ничего не имею против евреев, у меня у самого есть друзья евреи, но!..” Или: “Я не гомофоб, и пусть бы они себе тихонечко и незаметно любили, кого им хочется…” Можно еще после лже-сожаления тут же высказать радость по поводу того, что у нас благодаря такому ценному вбросу началась столь интересная дискуссия. То есть, похвалить себя за качественную порцию выданного на-гора вторпродукта.

“Наша компания приносит свои…”

sorr1

Неизвинение формальное – это то, что достается всем нам от компаний и их представителей. Когда наш самолет задерживают, или наш заказ теряют по дороге, или еще как-нибудь ущемляют. Понятно, что конкретному служащему (скорее всего) не жалко твоих убытков и нервов, перед ним таких, как ты, мелькают тысячи за день. Но спасибо и на том, что скажет хоть какое слово – а мог бы и послать, на улице, чай, не Франция. Так что тут на сердечные признания обычно никто и не рассчитывает.

Типичная деперсонализованная формула, очень удобная в любой ситуации фейла: “Были допущены ошибки”. Это совсем не то, что “Я налажал” или “Василий Иванов напился и заснул у штурвала”. Ошибки себя допустили – это как ваза сама разбилась. Непонятно кем, никакой конкретной ответственности. Ну и слово “ошибка” не подразумевает злого намерения или преступной халатности, человеку свойственно ошибаться и все такое. Следующий!

“Бог меня простит, это его специальность”. Гейне

“Сорри, так уж вышло”

sorr4

Если речь зашла о компаниях, то вспомним, как здорово научаются искусству неизвинения те, кто вещают от имени не себя, но организации. Что скажет на совещании директор, если его обещание не было выполнено? Приложит руку к сердцу: “Простите, прокололся, исправлюсь!”? Да ни в жизнь! Будет сыпать цифрами, приводить доводы, рисовать графики – и все сведет к тезису “таковы современные тенденции, такая жестокая жизнь”.

А вот в книге Кадора, которую мы упоминали, говорится о том, что на самом деле никакой фатальной потери лица и смертельного удара по репутации от небольшой порции честности для Большого Человека не произойдет. Автор приводит примеры извинений от руководителей крупнейших компаний. Не считали зазорным попросить прощения за свои промахи и лажи Джефф Безос (Amazon), Джон Маккей (Whole Foods), Рик Вагонер (General Motors), Стив Джобс и Марк Цукерберг. Вот скажите, Иван Иваныч, чем вы хуже?

“После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников”. Уайльд

Учимся неизвиняться

sorr2

Главное правило неизвиняльщика – не чувствовать своей вины. Когда этот первый пункт выполнен – скорее всего, у тебя уже получится эффективно. Теперь буркни: “Ну ладно, да чо ты…” Или кинься на оппонента с веселыми объятиями: “Сорян, братишка!” Или напусти на себя официально-отмороженный вид: “Я весьма сожалею”. И это умение придет к тебе на помощь в ситуациях, когда…

 

  • …Надо хотя бы что-нибудь сказать. Ой, я разбила твою машину, ты ж не обижаешься?
  • …Надо сказать “сам дурак”. На самом деле это ты был неправ, но ладно уж, извини, что я тебе открыл глаза на истину.
  • …Надо сказать “закроем эту тему”. Так, я уже извинилась, чего тебе еще?!
  • …Надо сказать “я же котик, люби меня и дальше”. Ну ты же не будешь дуться из-за таких пустяков, правда?
  • …Надо сказать “отвяжись уже от меня”. Ну извини-и. Созвонимся как-нибудь.

Фото: Shutterstock
Текст: Юля Шекет

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
19.02.2016

Не забудь поделиться статьей: