Литературные направления. Как отличить натурализм от реализма?

Читая книгу, мало задумываешься, к какому литературному направлению она принадлежит. Книга и книга. Лишь бы была интересная. Меж тем, знание это не сложное  и полезное.  Можно, во-первых, при случае блеснуть эрудицией,  а, во-вторых,  научиться с первых строк с большой долей вероятности определять – понравится тебе книга или нет.

Классицизм

Положительные герои – приторны. Отрицательные – тошнотворны. И те и другие занудны, как логарифмическая линейка. К концу пятой страницы всех их хочется хорошенько пнуть, потому что сколько, черт подери, можно болтать – пора действовать! Увы. Действия не будет. Ни на пятой странице, ни на сто пятой. Тоскливые монологи о гражданском долге, авторские нотации и немного пресной, будто варёный лук, любовной интриги – вот то, чем славен классицизм. Здесь не случится ни кровавого убийства, ни грабежа, ни превращения красавицы в вампира. Даже из опостылевшей гостиной герои не переберутся в дилижанс. Каноны классицизма запрещают менять место действия и растягивать события больше, чем на один день. Зато разумного, доброго и вечного здесь столько, что стоит почитать даже самому страшному мизантропу.

Д. И. Фонвизин

Что прочесть? Денис Фонвизин. “Недоросль”. Классическая русская драма. “Не хочу учиться, хочу жениться” — это оттуда. Ж.-Б. Мольер. “Тартюф”. Азбука классицизма, острополитическая актуальная комедия про священника-лицемера. 

Сентиментализм

Автор (он же зачастую и главный герой) с первой фразы начинает выжимать из читателя слезу. Для этого он помещает персонажей в сельскую местность с овечками и лужайками, и на фоне этой пасторали заставляет бедняжек адски страдать. Девицы в сентиментальном романе добродетельны, чахоточны и скоро умрут. Старушки бедны, робки и тоже скоро умрут. Детишкам и овечкам  уготована та же участь. Сам рассказчик  мучим несчастной  любовью и полон суицидальных мыслей. Скорее всего, в финале он тоже сами знаете что. Кстати, куплет “Пропала Мальвина невеста моя”! в исполнении Пьеро – сентиментализма чистейший образец. Так что если вы читаете книжку, и в вашей  голове  крутится “Мальвина” –  это оно самое!

Н. М. Карамзин

Что прочесть? Н.М. Карамзин. “Бедная Лиза”. “И крестьянки любить умеют” — это оттуда.

Романтизм

Герой романтической прозы — истинный Герой. Мятежен, хорош собой и один против всех. Минимум трижды за страницу романтический герой сражается на шпагах или пистолетах. Дважды за главу он слагает стихи, соблазняет баядерку, всегда чуть-чуть ранен, слегка влюблён и мрачен. В финале он либо изысканно истекает кровью вместе с верным конём, либо красиво идет ко дну со своей старой доброй бригантиной. Такому шикарному парню требуется соответствующий антураж. Поэтому в романтической прозе полно экзотики, вроде цыганских таборов, турецких гаремов и разбойничьих вертепов. Всё это зачастую авторский вымысел, ведь сам автор дальше Пензы не выезжал, но зато как блестит! Романтизму не чужда и мистика – в его арсенале разнообразные ведьмы, привидения и волхвы.

Дж.-Г. Байрон

Что прочесть? Собственно, поэзию самого лорда Байрона. М.Ю. Лермонтов. “Герой нашего времени”.  Вальтер Скотт. “Айвенго”. 

Реализм критический

Бывает, прочтёшь какое-нибудь художественное произведение и чувствуешь, как подмывает написать в комментариях к тексту «жизненно». В этом случае, скорее всего, мы имеем дело с критическим реализмом. Критический реализм не допускает авторского вымысла и финтифлюшек. Короче, никаких волхвов! Всё должно быть «по настоящему», без вранья, поэтому авторам этого жанра приходится использовать фантазию особенно искусно. В общем, любое бытописание, будь то зарисовка в блогах или кухонная сплетня – критический реализм. Лучшие критические реалисты – бабульки на лавочках. Ведь у них столько времени для оттачивания мастерства, что ни одному Шукшину или Платонову не снилось.

А.П. Чехов

Что прочесть? А.П. Чехов. Рассказы.  А.И. Куприн. “Поединок”. М.А. Шолохов. “Тихий дон”.

Натурализм

Натурализм – реализм нагишом. «Нагишом» и метафорически, и буквально. Смакование французского поцелуя, подробный рассказ об устройстве деревенского гальюна или описание процесса ощипывания гуся — всё это признаки литературного направления «натурализм». Однако, жестких критериев натурализма не существует —  ведь кто-то с детства изучает Медицинскую Энциклопедию вместо «Красной шапочки», а кому-то и «Шапочка» кажется слишком физиологичной, особенно в части поедания старушки  волком. Если лично вы чувствуете, что на этот раз вышло как-то уж чересчур «жизненно», если вы не готовы открывать эту книгу при детях – смело записывайте произведения в «натуралистические» и читайте тогда, когда никто не видит.

Г. Флобер

Что прочесть? Г. Флобер “Госпожа Бовари” Ги де Мопассан “Милый друг”

Модернизм

Если вам кажется, что автор болен и бредит, то вероятно в руках у вас образец модернизма. Не переживайте за автора, он в порядке (вы тоже). Именно так выглядит  злополучный «поток сознания» — главное достижение модернизма. Похоже на монолог неглупого, но и не трезвого попутчика в поезде. Мысли скачут. Фразы обрываются. Композиция путается. Но звучит чертовски красиво и абсурдно! Кстати, абсурд – еще один признак модернизма. Ведущие личный блог лабрадоры, говорящие бритвенные станки, антропоморфные тараканы – всё это о нём. О модернизме. Типичный герой модернистской литературы узнаваем влёт. Он жалок и одинок. Его ненавидит весь мир, он отвечает миру взаимностью. Ведёт герой себя так, словно в раннем детстве несколько раз приложился об угол железной кроватки. Лишь этим можно оправдать регулярные глюки, которые герой принимает за окружающую его реальность.  Хорошего конца не ждите – всё будет плохо.

Ф. Кафка

Что прочесть? Ф. Кафка. “Замок”. Я. Гашек. “Похождения бравого солдата Швейка”. Г. Гессе. “Игра в бисер”.

Символизм и акмеизм

Символизм ищите в стихах — поэты им частенько злоупотребляют. Ведь поэтам непременно нужно выразить свою вычурную поэтическую мысль через что-нибудь ещё более поэтическое и вычурное. Например, идею о свободе творчества, поэты обожают выражать через вирши о пернатых или водном транспорте. Помните белеющий парус? А буревестника? Считается, что акмеисты это те же символисты, но под другим «более лучшим» соусом. Мол, поэзия акмеистов не такая приторная. Мол, она точнее и проще.  Ну-ну… «Изысканный бродит жираф». Это вы называете проще? Будем честны, не специалисту разницу между символизмом и акмеизмом увидеть сложно. Поэтому для простоты предлагаем просто запомнить, что Гумилёв, Ахматова и Мандельштам — акмеисты.

А.А. Ахматова

Что прочесть? Стихотворения А. Блока, К. Бальмонта, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама (ранние) и вообще почти всю поэзию Серебряного века.

Футуризм

В пику символистам и акмеистам с их изящными стишками и прилизанными образами, футуристы резки, грубоваты и вместо парусников и птичек предпочитают что-нибудь «погорячее». Индустриальные метафоры – всякие «флейты водосточных труб» и «трамвайный клёкот» — любимая фишка футуристов.  Еще футуристы обожают выдумывать новые слова. Так что, если наткнётесь в тексте на каких-нибудь «будетлян», смело записывайте автора в футуристы.

В.В. Маяковский

Что прочесть? Поэзия В. Маяковского, Велимира Хлебникова и Даниила Хармса.

Постмодернизм

«В центре постмодернистской парадигмы стоит онтологическая проблематика»… Не пугайтесь. Это шутка. Причем, шутка постмодернистская. В ней есть и самоирония, и издёвка над читателем, который вряд ли «осилит» заумный текст, и стёб над абсолютно бессмысленной заумью. Короче, постмодернизм, это всегда пародия, сарказм, чёрный юмор и игры в слова и смыслы. Читая постмодернистскую вещь, понимаешь, что ты всё это уже где-то видел. Ведь ни один постмодернист не обойдётся без встроенных в текст известных цитат, всем знакомых литературных героев, исторических персонажей и прочих интеллектуальных паззлов. Постмодернизм похож на бесконечную матрёшку — всегда есть та, что ещё меньше.  Главное, уметь её вытащить. В общем, когда в тексте вы натыкаетесь одновременно на Остапа Бендера, Белоснежку, Буратино и Бивиса – это стопроцентно постмодернизм. И наверняка, имена персонажей — самые «крупные матрёшки». Ищите дальше, ройте глубже. Игра с автором в «поймай меня, если сможешь» захватывает.

В. О. Пелевин

Что прочесть? Любые произведения В. Сорокина и В. Пелевина. Из западного — практически всю литературу, изданную с послевоенных времен.

Авангардизм и сюрреализм

Авангардизм это футуризм в превосходной степени. Басни на туалетной бумаге. Рассказ, вытатуированный на спине автора. Повесть, состоящая из одних междометий и прочий перфоманс, глядя на который человек творческий внезапно осознает — жизнь прожита зря, а пятнадцать изданных романов — графоманская чушь. Человек здравомыслящий ознакомившись с шедеврами авангарда, сперва чешет в затылке, а потом жалобно просит чего-нибудь лёгонького на «почитать». Да хоть «Войну и Мир». Примерно такая же реакция возникает у среднестатистического читателя и на сюрреалистическую поэзию и прозу. Потому как «автоматическое письмо», которым сюрреализм знаменит, испытание не для слабонервных. Автор-сюрреалист безжалостно обрушивает на читателя весь мусор своего подсознания, стараясь не «испортить» текст разумом. Сюжет? Герои? Внятные метафоры? Логически завершенные эпизоды?  О чём вы! Это же сюр!

Г. Аполлинер

Что прочесть? Стихи Аполлинера. Они чудесны!
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
02.02.2015

Не забудь поделиться статьей: