Вежливость – это, к сожалению, не врожденное качество человека, поэтому ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. В попытках воспитать вежливого и учтивого ребенка мы буквально строим послушного, выполняющего приказания робота.
Не перекладывайте обязанности на других
Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, валяется на полу супермаркета или кидает в прохожих камешки, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, друзей и даже на характер самого ребенка. Однако, воспитание вежливости – это задача исключительно родителей.
Профессор Фредерик Рувийуа, автор книги «История вежливости: от революции до наших дней» пишет: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».
Вы и есть окружающий мир ребенка, его вселенная. То, что вы показываете ему с самого рождения, будет транслироваться через всю его жизнь.
Вежливость = уважение
Почему ребенку можно говорить “эта тетя красивая” и нельзя “эта тетя страшная”? Почему нельзя говорить “это невкусно”, а нужно “я это не люблю”? Вежливость – это, способность в первую очередь проявлять внимание и уважение к другим людям и во вторую – адаптироваться к окружающему миру. Говорить “тетя страшная” не стоит потому, что это может тетю расстроить. Ребенок может так думать, но вот стоит ли говорить вслух – это дело воспитания и такта.
Все люди разные
К разным людям мы обращаемся по-разному. Так, как ребенок разговаривает с друзьями, нельзя разговаривать с учительницей. То, как он приветствует соседа, не совсем подходит для мамы соседа. Ключевой принцип любого общения – уважение себя и собеседника.
Наказание: не отказывайтесь от него
Все дети иногда ведут себя из рук вон плохо. Всегда есть соблазн удивить сверстника “плохим” словом или взрослого откровенно плохим поведение и посмотреть на реакцию. Это – еще один способ обратить на себя внимание.
Психологи советуют: если ребенок ругается или демонстративно капризничает, его нужно отругать, объясняя, что он сделал неправильно.
Нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение. Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием – утверждает Аньес де Виарис, семейный психолог.
Хвалите чаще
Даже если ребенок ведет себя несносно, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда он вернется к спокойному образу жизни, не забывайте хвалить его. Придержал дверь маме – поблагодарите и похвалите. Промолчал, увидев грязного бомжа, хотя был очень удивлен – объясните, почему так могло произойти и похвалите за уважение. В возрасте 2-4 лет необходимо хвалить даже за каждое “спасибо” – и оно войдет в привычку. Не в рефлекс произносить “спасибо”, а именно в привычку благодарить.
Сегодня на вежливость буквально не хватает времени: написать письмо благодарности, поинтересоваться здоровьем – это все драгоценные минуты. Однако хорошие манеры по-прежнему необходимы в личной, профессиональной жизни. Чем реже мы слышим “пожалуйста”, тем больше его ценим. Вежливый же ребенок вырастает человеком, который ценит и уважает себя и других, а значит, время – это всего лишь ресурс, а хорошие манеры – образ жизни.