Жила-была девочка, у которой было много свободного времени. Она делала много селфи. Поскольку у нее не было даже фотоаппарата (хотя фотоаппарат был у папы), и уж тем более айфона, селфи девочка рисовала красками. Но немногие фотографически пишущие живописцы достигают со своими батальными и сюжетными сценами такой известности как Фрида Кало.
И вот о чем ее картины.
1. Время летит
1929. Сама Фрида считала себя сюрреалисткой, так что знаменитая тема часов Дали ее не миновала. Но ее время – не тягучая густая субстанция, а легкий хрупкий самолетик. Она, вообще-то, знала, что ей немного отмерено.
2. Автопортрет на границе Мексики и Соединенных Штатов Америки
1932. Коммунистку Фриду сильно волновало давление культуры “гринго” на своеобразие мексиканского образа жизни, культуры, природы и взгляда на мир. Похоже, что она действительно стала в конце концов заслоном, силой, не дающей Мексике сдаться – как “Битлз” стали силой Англии, а Голливуд – силой Соединенных Штатов.
3. Всего лишь несколько укольчиков
1935. Боль, которую причинял Фриде любимый муж Диего Ривера, была для нее вполне сопоставима с болью от бесчисленных медицинских процедур. А попытки все же выносить ребенка – совмещали и первое, и второе.
4. Мои бабушки, дедушки, родители и я
1936. Мать Фриды была по материнской линии наполовину испанка, на половину индианка (точнее, полу-индейцами, полуиспанцами были ее родители), а по отцовской – немка. Сама Фрида говорила, что по отцу она немка только на четверть, а на вторую четверть – венгерская еврейка. В Европе было проведено целое исследование, которое не выявило никакой связи бабушки и дедушки Кало с евреями или Венгрией. Зачем она это выдумала? Никто не знает.
5. Посвящение Льву Троцкому
1937. Фрида стала последней горячей любовью беглого революционера. Ну, а он для нее – лестным, но все же всего лишь еще одним способом подразнить Риверу, который сам вовсю изменял, но и ревновал, как положено в Латинской Америке.
6. Автопортрет в раме
1938. Эта картина Кало стала первым живописным произведением Латинской Америки, принятым в колллекцию Лувра.
7. Древо надежды
1940. Надпись на флаге: “Древо надежды стоит крепко”. Фрида прошла ряд операций в надежде стать матерью. Кроме того, ей несколько раз приходилось оперироваться для того, чтобы просто продолжать ходить, хотя бы в корсете.
8. Автопортрет для доктора Лео Элохера
1940. Надпись под картиной – классический автограф: Написан мой портрет в 1940 году доктору лео Элохеру, врачу и другу, с лучшими пожеланиями. Это был не единственный случай, когда Фрида расплачивалась картиной за медицинские услуги. Она уже была знаменита; врачи охотно соглашались.
9. С моими попугаями
1941. У Фриды множество автопортретов с животными – птицами, обезьянкой, собаками. Обычно животные нарисованы даже более тщательно и технично, чем лицо. Чаще всего это были настоящие домашние любимцы, живущие в домике Фриды и Диего, изображенном на картине “Здесь висят мои платья”.
10. Я как Тихуана. Диего в моих мыслях
1943. В Тихуане находится собор, где размещена знаменитая икона Богоматери Гваделупской, в уборе которой Фрида нарисовала этот автопортрет. Автопортретов с изображениями на лбу у Фриды несколько. Там всегда или смерть, или Диего.
11. Маленькая лань
1946. Гордая и яркая, сильная и экспансивная, всегда с сигаретой, всегда готовая кутить, хохотать и веселиться – вот какой была Фрида для окружающих. Всегда прощающая нянька для непослушного мужа. Отважная нонконформистка. А что она думала о себе сама – осталось только на картинах.
12. Любовь охватывает Вселенную. Земля, я, Диего и Ксолотль
1949. Земля-Кормилица – важная персона в большинстве индейских пантеонов, великая богиня. Ксолотль (Xolotl) – индейское божество, животное с головой пса и телом скелета, сопровождающее души умерших (привет, Анубис!), бог огня и неудач. Кроме того, так называется южноамериканская порода лысых собак. А Фрида и Диего – всегда между ними.
13. Автопортрет с портретом доктора Фарилла
1952. Последние годы жизни Фрида провела в инвалидной коляске. Люди, с которыми она больше всего общалась – это был вернувшийся и женившийся на ней снова Диего Ривера и врачи. На рисунках последних двух лет ее жизни становится все труднее разобрать сюжет, художница постоянно принимала сильные болеутоляющие. Самые сильные, которые можно было найти – это опиаты. Но и они под конец помогали все меньше. Когда она умирала, Диего Ривера стоял рядом с ее постелью на коленях.
Текст: Ася Михеева
Репродукции: gallerix.ru