Когда мы говорим о династиях, это почти всегда разговор об отце и сыне, иногда ещё – внуке. Талантливые женщины – продолжательницы династий выпадают из нашего внимания просто потому, что часто носят другую фамилию, фамилию мужа.
Мы решили вернуть обратно в поле зрения десять чисто женских династий – когда талантливые женщины воспитывают других талантливых женщин.
Мария Склодовская-Кюри
Ева Кюри-Лабуисс, Ирен Жолио-Кюри и Элен Ланжвен-Жолио
Мало кто не знает потрясающей биографии Мари Склодовской-Кюри: родилась в семье бедного учителя в Варшаве, в те времена – на окраине Российской Империи; поскольку высшего образования для женщин в России не было, закончила подпольные женские курсы; работала гувернанткой, затем поехала в Париж, изучать в Сорбонне физику и химию. Получила дипломы по физике и по математике. Стала первой женщиной-преподавательницей в Сорбонне, параллельно вела исследования. Встретила талантливого физика Пьера Кюри и вышла за него замуж. Впоследствии они много работали вместе, но именно Мария лидировала в этой научно-семейной паре. Она исследовала радиоактивность, внедрила использование рентгеновских снимков для обнаружения осколков в теле раненого в медицинскую практику; когда трагически погиб муж, отдала ему дань уважения, написав его биографию, и продолжила свои исследования. Получила две Нобелевские премии – по физике и по химии. Умерла от лучевой болезни, и с её документами в библиотеке можно до сих пор знакомиться только в антирадиационном костюме.
А вот то, что воспитала Мария Кюри не менее талантливых дочерей, как-то упускается из виду.
Так, дочь Ирен совместно со своим мужем (который, кстати, взял себе двойную фамилию, соединив свою с фамилией жены: Жолио-Кюри) также стала нобелевским лауреатом за достижения в химии. Во время Первой мировой Ирен вместе с матерью уехала на фронт медсестрой-рентгенологом, прервав свои собственные исследования. Она также была преподавательницей в Сорбонне. В тридцатых начала уделять внимание и политической деятельности. Во время немецкой оккупации муж Ирен работал на Сопротивление, был разоблачён, но сумел скрыться. Ирен с детьми бежали в Швейцарию. После войны она возглавила основанный матерью Институт радия, стала кавалером ордена Почётного легиона Франции, входила в Национальный комитет Союза французских женщин (интересовалась прежде всего вопросами женского образования), работала во Всемирном Совете Мира и Комиссариате по атомной энергии Франции. Увы, она закончила так же, как мать – умерла от лейкемии, вызванной избыточным радиоактивным излучением. Ведь до Хиросимы и Нагасаки никто не знал о том, насколько опасна радиация, а Ирен много работала с полонием…
Её сестра Ева стала эссеисткой и писательницей, во время Второй мировой войны была, как и зять, активной участницей Сопротивления. После войны стала соиздательницей ежевечерней газеты. В 1952 году была назначена специальным советником Генерального секретаря НАТО и работала на этой должности до 1954 года – пока не вышла замуж за посла США в Греции, руководителя Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и, впоследствии, лауреата Нобелевской премии мира. Сама же Ева, будучи замужем, возглавляла ЮНИСЕФ в Греции и благополучно дожила до 102 лет. Вот что значит – средиземноморский климат.
Дочь Ирен Кюри и Фредерика Жолио, Элен, также достойно продолжила род своей матери и бабушки, став физиком-ядерщиком. В настоящее время ей 88 лет, и она преподаёт всё в той же Сорбонне. Дочерей у неё никогда не было, зато сын, Ив Ланжвен, стал астрофизиком, её брат Пьер – биофизик, в общем, как говорят французы, это у них семейное.
Майя Плисецкая
Рахиль и Суламифь Мессерер
Майя Плисецкая – наше всё в балете. Никто уже и не помнит, как танцевали заколдованную принцессу в “Лебедином озере” до того, как Майя Михайловна придумала именно тот образ и те движения, которые мы теперь считаем классическими. Что удивительно для балета, Плисецкая чуть не до последних дней продолжала танцевать. Успела поработать за границей – художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде. То и другое – в советское время, тем и необычно. Полный кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством”. Покинула нас только в мае 2015 года. Если честно, мы до сих пор с трудом можем в это поверить. 20 ноября ей исполнилось бы 90 лет.
Мало кто сейчас помнит, но матерью Майи Михайловны была актриса, стоявшая у истоков узбекистанского кино, Рахиль Мессерер. Кинокарьеру Рахиль Михайловна прервала для того, чтобы выйти замуж и родить трёх детей, и так уже не вернулась. В 1937 году её муж был арестован, а вскоре с младшим из детей была заключена сначала в Бутырку, потом в лагерь для жён изменников Родины и она сама. Майю удочерила другая выдающаяся женщина из династии Мессереров, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер – сестра матери. Суламифь Михайловна тоже постояла у истоков – только теперь японского балета, преподавая в Токийской балетной школе. В 1980 году она попросила политического убежища в Великобритании и преподавать стала артистам Ковент-Гардена. К такой яркой биографии, Суламифь ещё и успела стать дважды чемпионкой СССР по плаванию – в юности.
Теодора Крёбер и Урсула Ле Гуин
Антрополог и писательница Теодора Крёбер (урождённая Крацав) была известна за свои записи об Иши, последнем представителе племени яхи народности яна. История Иши стоит отдельного рассказа, а пока мы продолжим о Теодоре. Помимо этих записей, она издала литературный пересказ легенд индейцев Калифорнии – именно пересказ, чтобы донести культуру “краснокожих” до как можно более широкой белой публики. Надо сказать, тому, что Теодора пришла в науку, мы должны сказать спасибо её первой свекрови, которая видеть не могла, как такой талант пропадает среди унылого быта… или, точнее, как невестка убивается после смерти мужа, но этого-то она ей в лицо наверняка не сказала. В университете Беркли Теодора влюбилась в профессора антропологии, видного учёного Альфреда Крёбера и вышла за него замуж. Он-то и стал отцом Урсулы. После смерти мужа Теодора написала книгу и о нём и через некоторое время вышла замуж за редактора на тридцать лет младше себя.
Неудивительно, что книги Урсулы Крёбер Ле Гуин так… антропологичны. Именно глубинным подходом и завораживают её фантастические романы. В то время, как все редакторы мира говорили – даже в самом сказочном мире должно всё быть как у нас, иначе читатель ничего не поймёт и читать не станет, Урсула меняла не только антураж, но и основы каждого из выписываемых из миров и… становилась всё популярнее, завоёвывала всё больше премий, пока твёрдо и окончательно не вошла в историю литературы и XX века. И, хотя писательница была необыкновенно плодовита, самой знаковой её книгой всё же считается исследующая гендер (социальное представление о поле) на примере планеты людей, постоянно и естественным образом меняющих пол – “Левая рука Тьмы”. И название не намекает на какого-нибудь злодея. Оно о том, что стоит взглянуть на многие привычные вещи под другими углами.
96-летняя Урсула всё ещё жива, и мы надеемся, отпразднует нам на радость своё столетие. У неё есть дети и внуки, но они, увы, Крёберов не продолжили.
Лидия Циргвава-Вертинская
Анастасия Вертинская, Марианна Вертинская, Александра Вертинская
Первое имя кажется не очень знакомым? А ведь ты росла на сказках с этой актрисой! Она была птицей Феникс в “Садко”, герцогиней в “Доне Кихоте”, красавицей-колдуньей в “Новых похождениях кота в сапогах” и, главное, секси-стервой Анидаг, претендующей на престол в “Королевстве кривых зеркал”. На самом деле, Лидия Циргвава была профессиональной художницей и работала в основном по специальности, иллюстрируя разного рода полиграфию.
Родилась Лидия в Китае, в русском городе Харбине в семье грузинских эмигрантов. В 17 лет она влюбилась в загадочного и обворожительного певца – конечно же, Александра Вертинского. То, что он был почти втрое старше, Лидию не остановило, они поженились и уехали в Россию. Овдовев, Лидия уже больше никогда не выходила замуж и последний вздох испустила под пластинку Вертинского – на строке “Сам Господь по белой лестнице поведёт вас в светлый рай”. В 2013 году, в возрасте 90 лет.
Если для Лидии съёмки в кино были просто мимолётными эпизодами, то её дочери Марианна и Анастасия избрали актёрство своей профессией. Марианна почти всю жизнь прослужила в Театре Вахтангова, но и снималась немало. Прежде всего вспоминается, конечно, её Вероника в сказке “Город мастеров”. Её сестра Анастасия тоже известна прежде всего по сказочной роли – Ассоль в экранизации “Алых парусов”, а ещё, конечно,она – Гуттиэре из “Человеке-амфибии”, Офелия из “Гамлета” со Смоктуновским, Мона из “Безымянной звезды”, Джемма из “Овода”… Анастасия также повторила роль своей матери в очередной экранизации романа о доне Кихоте и, конечно, много играла в театре.
Дочь Марианны, Александра, пошла по стопам бабушки и стала художницей и дизайнером интерьеров, дизайнером стала и другая дочь Марианны, Дарья. У Александры – две дочери, Василиса и Лидия, которым она, с согласия мужа, дала свою фамилию, так что династия и не думает обрываться.
Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте
Самая знаменитая, наверное, в России пара мама-дочка. О них ты и без нас отлично знаешь всё, но пропустить их было бы просто нельзя. Поп-, джаз- и рок-певица Алла породила киноактрису Кристину. Дочке Кристины Клаве пока три годика, будем ждать, как продолжится эта линия!
Ольга Чехова
Ольга Книппер-Чехова, Ада и Вера Чеховы
Ольга Чехова, урождённая Книппер – одна из самых таинственных немецких киноактрис. В каждую другую можно ткнуть пальцем и точно сказать – сотрудничала она с режимом Гитлера или сопротивлялась. Ольга официально сотрудничала – снималась при его режиме. Вот только, после взятия Берлина, советские спецслужбы… на самолёте доставили её в Москву и так же, на самолёте, отвезли обратно через два месяца. Наводит на подозрения, особенно в свете того, насколько недавно стало известно о том, что Грета Гарбо была во время войны разведчицей, работавшей на союзников.
После войны Ольга ушла из кино в театр, потом, поняв, что теряет популярность как актриса, не растерялась и занялась публицистикой – выпустила мемуары и сборник статей о красоте и моде. А затем и вовсе открыла фирму по производству косметики. Ольга дожила до 82 лет.
А ведь она не стала бы актрисой, если бы родители не поддались на уговоры младшей дочки и не отослали бы её на обучение к тёте, родной сестре отца, жене писателя Антона Чехова Ольге Книппер-Чеховой. Она была московской театральной звездой и, кстати, при СССР ею оставалась.
Дочь Ольги Чеховой, Ада, тоже была театральной актрисой, а дочь Ады Вера, вдохновлённая биографией своей бабушки, стала киноактрисой и снималась вплоть до середины 90-ых, после чего переключилась на создание документальных телефильмов и даже получила в 2006 году приз за один из них.
Лариса и Мария Голубкины
В кино Лариса Голубкина влетела юной звездой на роли Шурочки Азаровой в “Гусарской балладе”. И ни капельки не волновалась – ведь точно ту же самую роль в той же самой пьесе она перед тем играла в театре. Но киноактрисой – постоянной, вроде Анастасии Вертинской – не стала, театр всегда был для неё важнее. Как и Лидия Циргвава, появлялась на экране время от времени. Но и нескольких киноролей хватило ей, чтобы ярко отметиться в истории советского кино.
Дочь Ларисы Мария Голубкина также стала театральной актрисой, а ещё – мастером спорта по верховой езде (не “Гусарская” ли “баллада” вдохновила?), теле- и радио-ведущей и снимается в сериалах и кинофильмах. Так, она сыграла Софью Толстую в “Есенине”. От другого теле- и радиоведущего и актёра Николая Фоменко Мария родила дочку Анастасию. Девочке уже 17 лет, так что, возможно, мы скоро услышим и о ней.
Марина Цветаева и Ариадна Эфрон
Мать Марины Цветаевой, Мария Мейн, была талантливой пианисткой. Когда-то отец Марии из предрассудков не дал ей сделать карьеру музыканта, и Мария со всем пылом нереализованных амбиций попыталась сделать пианистку из своей дочери. Но Марина стала поэтессой, и мы об этом совершенно точно не жалеем. Её стихи для большинства девочек были отдушиной в школьной программе.
А вот о дочери Марины Цветаевой, Ариадне Эфрон, большинство имеет представление также по школьной программе, то есть – почти никакое. Она из двух дочерей выжила, она зарабатывала на прокорм семьи в эмиграции вязанием, ей были посвящены многие стихи Марины Ивановны. На самом деле, Ариадна хотя и не стала великой, всю жизнь прожив в тени своей матери, но была очень интересной журналисткой, эссеисткой, переводчицей, поэтессой и художницей-иллюстратором. После возвращения в СССР была без оснований осуждена за шпионаж (с началом Второй мировой шпионов искали повсюду) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. После отбывания оказалась ещё и сослана. Когда, наконец, реабилитировали, вплотную занялась творческим наследием матери. Если бы не Ариадна, возможно, сегодня наши дети в школе не проходили бы стихи Цветаевой. Какого поэта бы мы потеряли!
Молитва
Из дому выйдешь — тьма по глазам
Будто ножом.
Сразу ослепнешь — как из дому выйдешь.
Из дому выйдешь — вся тишина
В уши тебе —
Сразу оглохнешь, как из дому выйдешь.
Нету тебя.
Нет ни тебя, ни огня, ни земли, ни воды,
Из дому выйдешь.
Нету ни неба, ни звука, ни вздоха в груди —
Из дому выйдешь.
О, поскорей разберись в темноте,
Господи Боже!
Вновь, засучив рукава, твердь от земли оторви,
Господи Боже —
И первозданным кремнем первый высеки свет.
Глину покруче меси,
Крепче нащупай ребро,
Господи Боже!
В глиняный лоб мне вставь золотые глаза,
Чуткие уши из розовых раковин сделай.
Только души мне не надо. Возьми мою душу себе.
Будет твоя. Сам поживи с ней, попробуй!
(Ариадна Эфрон, написано в ссылке)
Татьяна Яблонская
Елена Бейсембинова (Отрощенко), Ольга Отрощенко, Гаяне Атаян, Ирина Атаян
Нет советского ребёнка, который не писал бы сочинение по картине Татьяны Яблонской “Утро” и не видел репродукции её картин в детских журналах, даже не зная о том, кто их нарисовал. Но для взрослых киевская художница была прежде всего автором картины “Хлеб”, печатаемой на почтовых марках. 35 картин Яблонской хранятся в Третьяковской галерее, ещё множество – в галереях разных стран, при жизни она участвовала во многих заграничных биеннале. Мы привыкли судить по тому, “совковые” темы изображены на картине или нет (есть их фанаты и нелюбители), но за рубежом Яблонскую рассматривали прежде всего как художницу с очень экспрессивной манерой письма. Татьяна Ниловна творила до глубокой старости. Когда ей, восьмидесятилетней, парализовало после инсульта правую руку, научилась рисовать левой и перешла на пастель – эта техника требует меньше усилий, чем работа маслом. Рисовала до смерти. Нет, буквально. Последняя картина была нарисована за день до.
Когда в детстве Татьяна увидела падающую звезду, загадала желание – быть художницей. Получается, желание исполнялось всю её жизнь.
Учениками Яблонской были многие выдающиеся живописцы Украины, но для нас интереснее всего, что все три её дочери (Елена Бейсембинова, Ольга Отрощенко, Гаяне Атаян) и внучка Ирина также стали художницами, приняв в свои руки знамя матери.
Королевы Виктория и Елизавета II
Прапрапрабабушка и прапраправнучка – этих двух британских королев не перестают сравнивать. Хотя одна не воспитывала другую напрямую, нет сомнений, что Елизавета росла на истории своей великой прапрапрабабки. Обе взошли на престол очень молодыми – редкость для монархов нашего времени. Обе – невысокие и притом очень энергичные. Обе вышли замуж по любви. Но всё же между ними есть важное отличие. При Виктории нравы становились всё строже и строже. При Елизавете они раскрепощались: правление Елизаветы – время истинного расцвета английского юмора и английской музыки. За что все поклонники Битлз и Монти Пайтон, Стивена Фрая и Хью Лори ей очень благодарны.
Источники фотографий: commons.wikimedia.org, gpaulbishop.com, imgur.com, фильм “Гусарская баллада”
Текст: Лилит Мазикина