Дерзко, но мерзко. Почему реклама Burger King – это #несмешно

Весной 2016 года девушка Диана из Ульяновска, по приглашению подруги, поехала на день рождения за город. Там – согласно материалам уголовного дела – ее изнасиловал один из гостей, некто Сергей. Суд признал вину Сергея и приговорил его к 8 годам колонии строгого режима, которые после апелляции сократились до 3 лет и 3 месяцев общего. Вроде бы дело завершено. Преступник наказан. Но общественность до сих пор в ажиотаже.

Дело в том, что семья осужденного решила защитить его на телевидении, и история попала в телепередачу “Пусть говорят” – на сей день, уже дважды. В социальных сетях (особенно, вКонтакте) развернулась мощная кампания по травле Дианы. В соответствующих пабликах зародились свои мемы, высмеивающие девушку.

Что же, в темных углах интернета и не такое зарождается, но совершенно неожиданно вполне себе солидная компания Burger King присобачила очень узнаваемый портрет Дианы к плакату, предлагающему приобрести второй бургер бесплатно, и разместила его в своей группе.

В телепередаче Диана жестом объясняла, что выпила совсем немного. Рекламщики использовали ее жест, чтобы показать, что акция продлится недолго. (А потом вас, видимо, изнасилуют).

Столкнувшись с возмущением пользователей, SMM-служба компании удалила спорную публикацию, но не принесла извинений и, похоже, осталась в недоумении. А что такого? Да и многие комментаторы удивлялись. Что такого? Что вы злые такие? Почему нельзя в рекламе сети общепита, шутки ради, показать жертву преступления?

Сейчас расскажем.

Дважды жертвы

Высмеивание (и иные варианты преследования) жертв преступлений, не только изнасилований, делают их жертвами повторно. С Дианой это уже произошло, в самом буквальном смысле. Ее мать побили на улице, ее семья вынуждена переезжать и скрываться. Размещая ее портрет, компания присоединилась к организованной травле людей.

Всем молчать

dian1Высмеивание одной жертвы преступления – угроза для всех остальных, бывших и потенциальных. Кампании такого рода показывают девушкам: вот, что будет, если ты заговоришь. Лучше молчи, терпи. О, а еще лучше – присоединись к хору обвинителей! Шутники затыкают жертвам рты. И развязывают насильникам руки.

Кстати, в следующий раз, когда вам захочется рассказать, например, анекдот про “мужчина, а вы меня изнасилуете, мужчина, а я сама спущусь” подумайте о том, сколько ваших подруг уже давно вам не доверяют и никогда не поделятся с вами своими переживаниями.

История с флешмобом “яНеБоюсьСказать” показала, что это не теории, и многим пришлось изменить свой взгляд на изнасилование, когда, наконец, открылось, что пострадало большое количество их знакомых и родственниц.

Мир иллюзий

Высмеивание жертвы преступления поддерживает миф об “идеальной жертве”, той жертве, которую единственную якобы насиловать нельзя

Криминолог Нильс Кристи выделил следующие ее качества:

  • Жертва слаба и беззащитна
  • Во время преступления была занята чем-то достойным
  • Находилась в каком-то месте, за нахождение в котором ее нельзя упрекнуть (скажем, читала книжку в библиотеке)
  • Преступник был “большим и страшным”
  • Жертва и преступник не были знакомы

К этому также часто добавляются требования: “сопротивляться, но не очень сильно, не убить преступника”, “не путаться в показаниях, но и не рассказывать все в мелких деталях”, “не быть спокойной, но и не быть слишком эмоциональной”, “добиваться справедливости, но не разрушать жизнь”.

Итого – стать идеальной жертвой невозможно. А если ты не идеальна, то зачем тебя вообще защищать? В силу мифа “плохим” жертвам верят еще меньше. И такое латентное (то есть скрытое от глаз правосудия) преступление как изнасилование, становится еще более латентным. Кому от этого лучше? Только преступникам.

Реклама сильна

Реклама способна влиять на общество. Иначе бы в нее не вливали такие бездны денег, поверьте, ведь бизнесом занимаются не простаки. Не верите? Посмотрите, сколько людей в последние годы покупают крохотные бутылочки с подслащенным и подкрашенным жидким молочным продуктом, о котором реклама рассказала нам, что он очень полезен для здоровья. А вот врачи ни о чем таком не ведали. Волшебство.

Всякая компания старается создать некий образ. Мы делаем товары для красивых. А мы – для нежных. А мы – для дерзких. Покупатели, соответственно, выбирают товары в магазине, чтобы передавать эти же послания окружающим. Я – красивая, я – нежная, я – дерзкая, и так далее.

Какое послание пытались передать SMM-щики Burger King? Я – борцун из вконтакта? Я мщу “шкурам”? Съешь пару бургеров по цене одного – почувствуй себя диванным воином?

Наверное, понятно, почему большинство рекламщиков все-таки избегают таких рискованных посланий. Или, разве что, пытаются пробиться с ними на конкурс “Каннские львы”: вот, мол, какие мы мамкины нонконформисты.

Дерзко, но мерзко

Можно было бы предположить, что молодые люди из пабликов Вконтакте и есть целевая аудитория Burger King, а недовольные акцией женщины – так, случайно набежали. Но, как можно узнать на официальном российском сайте компании, заведение, вообще-то, не для дерзких. Это семейная едальня. Позитивная. “Любит дарить радость и добро”.

Вопрос, как семейным клиентам предлагается понимать оригинальный рекламный ход и объяснять его, скажем, своей бабушке или детям?

Но раз уж пошла речь о рискованном юморе, то у нас есть еще предложения! Например, вот свежие слоганы: “Съешь бургер – приди к успеху, как пацан” или “Зая, я убила ночной голод в Бургер Кинг”.

А вот и идея для мерчандайза – сделайте набор фигурок жертв преступления, ну там: автомобильного наезда, бытовой драки, изнасилования, поджога. И вкладывайте их в детские наборы. Следующей серией пустите фигурки преступников….

Что, не смешно?

А че такого?

Автор текста: Елизавета Пономарева

Читай также:

6 простых памяток о том, как правильно говорить с изнасилованной женщиной. Покажи всем

“Мой сын похож на человека, который меня изнасиловал”. Признания женщин

Если бы с насильниками говорили так же, как с их жертвами. Что бы они услышали?

#яНеБоюсьСказати: флешмоб, в котором сотни девушек признались в том, что их насиловали

#яНеБоюсьСказать: чем стал прошедший флешмоб для женщин. “Это был крик”

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
22.02.2017

Не забудь поделиться статьей: