Обычно ностальгию принято считать сильным чувством тоски или привязанности к прошлому. Будь то воспоминания детства, песня или запах… ностальгия – это неотъемлемая часть жизни многих людей. И все же большинство людей не совсем понимают, что это такое и почему это происходит. Итак, приведем 10 фактов о ностальгии, которые помогут ответить на многие вопросы.
1. Дело не только в воспоминаниях
Большинство людей считают ностальгию связью с хорошими воспоминаниями о прошлом. Однако ученые утверждают, что ностальгия имеет мало общего с самими воспоминаниями. Она на самом деле связана с эмоциональными состояниями, а не с воспоминаниями. Ум человека связывает различные эмоции с периодами времени и местами из нашего прошлого, что заставляет скучать по этому опыту прошлого. Например, иногда вспоминается, как в детстве играли в парке. Хотя ребенок, возможно, на самом деле испытал много негативных эмоций во время этой поездки в парк, ум заблокирует весь негатив, оставив только счастливые воспоминания об этом опыте. Сами мысли являются основой, которую ум может использовать для связи с эмоциями. Но разум – не настолько надежный источник, как может показаться. Он меняет наши воспоминания таким образом, что мы чувствуем, что настоящее никогда не бывает таким же хорошим, как прошлое.
2. Раньше ностальгия считалась болезнью
Хотя ностальгия считается обычным чувством, в прошлом все было гораздо хуже. Термин был введен в 1688 году швейцарским врачом Йоханнесом Хофером. В медицинском заключении он написал, что ностальгия является неизлечимой смертельной болезнью. Еще до этого ностальгию ассоциировали со швейцарскими солдатами, которые легко страдали от этой болезни. Фактически, швейцарская песня под названием «Khue-Reyen» вызывала настолько сильную ностальгию, что она была запрещена под страхом смертной казни. После доклада Хофера как грибы после дождя начали появляться теории о том, как можно вылечить ностальгию. Что только не применяли – пиявки, очищение желудка и другие еще более жуткие процедуры. После гражданской войны американский военный доктор Теодор Кэлхун даже предложил запугивание в качестве решения проблемы. Он считал, что солдаты, которые страдали от ностальгии, были слабыми, и что их нужно было просто хорошенько припугнуть.
3. Польза для здоровья
Со временем отношение к ностальгии улучшилось. В настоящее время считается, что она имеет много положительных последствий для психики. Профессор психологии Кристин Батчо обнаружила, что ностальгия может повышать позитивность и креативность. Успокаивающее чувство ностальгии также может уменьшить стресс. Ностальгия может даже помочь с депрессией, поскольку воспоминания могут предотвратить чувства одиночества и беспокойства. И более того, ностальгия также помогает укреплять социальные навыки и личные отношения.
4. Она влияет на принятие решений
Хотя ностальгия может показаться не более чем странным чувством, повышающим настроение, она на самом деле сильно влияет на процесс принятия решений. Размышляя о счастливых воспоминаниях о прошлом, люди хотят воспроизвести эти воспоминания в настоящем. Однако это связано с определенными проблемами. Поскольку ностальгия является «улучшенной» версией прошлого, все плохие вещи того времени отвергаются в пользу сильного чувства тоски. Это приводит к тому, что люди повторяют хорошие привычки, потому что это заставляет их чувствовать себя хорошо. Однако это также может привести к появлению вредных привычек. Вот почему многие дети, которые выросли в неблагополучных семьях, потом сами сочетаются браком с «неблагополучным» человеком. Несмотря на то, что они осознают, что это плохо, люди подсознательно отдают предпочтение вещам, которые напоминают нам о нашем прошлом, хорошее оно или плохое.
5. Запах – движущая сила ностальгии
Интересно, что ностальгия может быть вызвана не только общими вещами, такими как прослушивание старой песни или посещение места, которое напоминает о детстве. На самом деле обоняние гораздо важнее для развития ностальгии, чем любое другое чувство. Связь между запахом и эмоциями установил в начале 1900-х годов известный невролог Зигмунд Фрейд. Нос соединяется с обонятельной долей, частью мозга, которая играет роль в возникновении эмоций. В результате запахи могут оказывать более сильное влияние на эмоции, чем любое другое чувство. Это явление, известное как феномен Пруста, является причиной того, что в пекарнях специально распространяют запах свежеиспеченного хлеба, ведь он часто вызывает сильное чувство ностальгии и подсознательно «заставляет» купить хлеб.
6. Это влияет на разные поколения по-разному
В 1991 году исследователи провели эксперимент с участием случайно выбранных участников в торговом центре Water Tower Place в Чикаго. Цель состояла в том, чтобы определить, как ностальгия затрагивает людей разных возрастов. В ходе эксперимента 989 человек опросили, какие ароматы напоминают им о детстве. Выяснилось, что почти 87 процентов субъектов, родившихся в 1930 году или позже, имели признаки обонятельной памяти, в то время среди родившихся до 1930 года таких только 61 процент. Т.е. молодые люди, как правило, испытывают больше ностальгических чувств, вызванных запахом, чем пожилые люди.
Это имеет смысл, потому что обоняние человека обычно ухудшается с возрастом. Более интересна разница между ответами пожилых и молодых людей. Субъекты, родившиеся до 1930 года, обычно говорили, что запахи, такие как сосна, дуб и луговые травы, вызывают чувство ностальгии. С другой стороны, те, кто родился в 1930 году или позже, говорили, что у них подобное вызывает запах таких вещей, как пластик, авиатопливо и маркеры на спиртовой основе. Эти результаты предполагают, что пожилые люди более ностальгируют по природным ароматам, в то время как молодые люди испытывают ностальгию по искусственным запахам.
7. Подобное может случиться не только с воспоминаниями о прошлом
Люди также могут испытывать ностальгию по вещам, происходящим в настоящем. Это явление, известное как «упреждающая ностальгия», происходит, когда человек начинает чувствовать тоску по определенным моментам из настоящего, прежде чем они исчезнут в будущем. Данная версия ностальгии имеет много негативных последствий для ума. Жизнь в данный момент обычно ассоциируется с такими чертами, как снижение стресса и положительные эмоциональные состояния. Однако в случае упреждающей ностальгии мы вырываемся из настоящего, живем в фальшивой версии будущего и тоскуем по прошлому. Это ведет к ухудшению отношений и социальных навыков.
8. Быстрый рост общественного интереса
В последнее десятилетие ностальгия стала чрезвычайно важной для общества, в основном из-за психолога по имени Константин Седикидес. Он чувствовал ностальгию после переезда из Северной Каролины в Англию, но вскоре обнаружил, что ностальгия заставляет его чувствовать себя счастливым и оптимистичным по поводу своего будущего. Это вдохновило психолога на дальнейшее исследование ностальгии, и вскоре другие университеты начали делать то же самое. Ностальгия стала новой областью изучения для психологов, и о ней написали сотни научных статей по всему миру. В настоящее время подтверждено, что ностальгия оказывает влияние на население 18 стран на пяти континентах.
9. Это чувство можно использовать для добра
По мере роста количества исследований ностальгии, ученые начали работать над тем, чтобы использовать положительные эмоции, полученные от ностальгии, для групповой терапии. К примеру, при болезни Альцгеймера и депрессии, сегодня могут помочь с помощью терапии, основанной на ностальгии. Тим Вильдсхут, партнер психолога Константина Седикидеса, считает, что ностальгия может быть использована для того, чтобы помочь жертвам каких-то ужасных событий оправиться от моральных травм. В ходе эксперимента было обнаружено, что ностальгические чувства, вызванные воспоминаниями, привели к улучшению отношения к людям с избыточным весом. Тот же результат был зафиксирован в случае людей с ограниченными возможностями.
10. Но также его можно использовать для зла
Несмотря на всю позитивность, которую может принести ностальгия, ее также можно использовать для манипуляции людьми. Подобно тому, как запах свежего хлеба в магазине может побудить людей купить хлеб, ностальгия используется в повседневном маркетинге. В течение многих лет рекламодатели исследовали то, как лучше всего рекламировать товары для миллениалов (людей, рожденных после 2000 года). Они наконец пришли к выводу, что ностальгия является наиболее эффективной тактикой. Используя вещи из детства миллениалов для продвижения разнообразных продуктов, компании стараются заставить людей почувствовать эмоциональную привязанность ко всему, что рекламируется, побуждая покупать это.
Вот почему так много брендов одежды выпускают продукцию, продвигающую 90-е годы, и почему во многих фирменных логотипах используется старомодный дизайн. Хотя это по своей сути не плохо, это, безусловно, способ манипулировать потребителями, обращаясь к их подсознательным чувствам. Также ностальгия может быть использована для содействия позитивному отношению к меньшинствам.