В разные времена и у разных народов представление о женской красоте и о моде было своё, а со временем менялось в зависимости от целого ряда факторов.В этом обзоре антология данного вопроса со времён Средневековья и до начала 20-го века. Просто диву даёшься, как всё динамично изменяется.
Средневековье
В Средние века женская красота представляла собой объект фантазии, как для мирян, так и для людей религиозных. Земная красота считалась греховной. Нанести макияж — прелюбодеяние, а приукрасить свое тело — значит искажать замысел Божий, потому что люди созданы по его образу, а Дьявол всегда прячется за гармоничными лицами.
В медицинской литературе того времени можно найти ссылки на косметику только в виде рецептов с формулами мазей для кожи и волос.
Идеальная красота — это красота молодости. Тело девушки символизирует чистоту и белизну невинности. Женщина уже не так привлекательна, а старуха считается символом уродства. Лицо — это место и обитель красоты.
Женщина должна иметь гармоничное телосложение, не худое и не полное, волосы убраны, но самое важное, что считалось красивым — чистый и высокий лоб. Волосатость считается постыдной (кроме куртизанок). Вот почему женщины выбривали лоб, затылок, брови и многие другие части тела скребками из слоновой кости, пастой или пемзой.
Тело должно было подчиняться очень особым эстетическим критериям. Широкие плечи, маленькая грудь, выпуклый живот и узкие бедра — идеальное тело женщины в это время. Блондинка с округлым животом — архетип красоты в Средневековье.
Ренессанс
В эпоху Возрождения художники и интеллектуалы заново открывают античность. Долго презираемые красота и нагота тела становятся источниками вдохновения для художников и поэтов. Под влиянием эстетических канонов древней Греции идеалом красоты становятся венецианские куртизанки.
Ренессанс заново открывает античность, которую считает золотым веком. Художники эпохи Возрождения пытаются найти идеальные пропорции. Венера Боттичелли обладает всем, что связано с идеалом того времени: белая кожа без малейшего волоса — архетип мраморной красоты. Это больше божество с совершенно идеализированным телом, чем женщина. Многиеэлементы не учитывают правила анатомии: шея странно длинная, плечи слишком опущены, а левая рука странно прикреплена к остальной части тела. Художники того времени трансформировали реальность, чтобы приблизиться к своим понятиям женского идеала.
Венера в то же время иллюстрирует совершенство образа женщины. Она и плотная, и небесная. Гладкий цвет лица, пухлые бедра и грудь, избыточный вес являются признаками красоты, богатства и хорошего здоровья.
Женские бедра должны были быть широкими, недаром силуэт женщины Ренессанса сравнивается с песочными часами.
С XV до XVII века
В этот период все тело структурировано, бюст обнажен до крайности. Женщины носят корсеты, чтобы выглядеть тоньше и подчеркнуть грудь. Руки должны быть пухлыми. Эта страсть к округлости происходила от того, что в то время крестьяне умирали от голода, потому что были бедны. Быть толстым означало возможность хорошо питаться и иметь деньги, чтобы покупать еду. Только благородный и богатый буржуа мог позволить себе роскошь этой красоты.
Корсет предназначен для моделирования бюста в соответствии с изменяющимися эстетическими критериями на протяжении веков. Одежда жесткая и плотная. С одной стороны она служит для моделирования силуэта, а с другой для поддержания тела. Корсет становится незаменимым элементом женского туалета, чтобы следовать моде на талию осы. Здоровый румянец был признаком пошлости, в моде бледность. Талия должна быть тонкой и гладкой без складок или выпуклостей. Чтобы получить этот идеальный размер, женщины затягивали себя корсеты из китового уса, талия могла достигать 33 см.
Тайна красоты: в семнадцатом веке женщины не мылись, а покрывали кожу слоями макияжа и втирали ароматические масла.
С 18 по 19 век
Эпоха Просвещения — время революции идей, которые затрагивают все области, в том числе и красоту. После эксцессов семнадцатого века (деревянных конструкций одежды, делающих бедра значительно шире плеч и огромных париков) вернулась мода на естественность. Значительно меньше используется косметика. Идеальная женщина того времени должнаобладать фарфоровым цветом лица с естественными и мягкими губами. Кудрявые волосы придают образу легкости и воздушности, женщины больше не стремятся к статической красоте.
Секрет красоты: чтобы добиться модной фарфоровой белизны кожи использовались белила на основе мела, яичного белка и уксуса.
20–е годы
Во время Первой мировой войны женщины научились жить без мужчин. В конце этого трудного периода у них есть только одно желание: работать, участвовать в организации общества и политической жизни, получать дипломы, веселиться, танцевать, жить! Женщины чувствуют необходимость заботиться о своих телах, быть кокетливыми и красивыми. Это стремление позволяет освободить тело от длинных платьев и корсетов.
Женщины все больше заявляют о себе, выставляют себя напоказ всему миру. Они носят более короткие платья и юбки, даже рискуют носить штаны. Некоторые авантюристки обрезали волосы. Во Франции в то время именно Габриэль Шанель станет основателем мальчишеского стиля.