5 книг, получивших “Русского Букера”, которые интересно читать без специальной подготовки

9 октября 1991 года была учреждена литературная премия “Русский Букер”. Мы подобрали пять книг, ставших победительницами премии в разные годы, которые можно читать, даже не будучи литературоведом и знатоком тенденций современного искусства.

shutterstock_728758813-1

Людмила Улицкая, “Казус Кукоцкого”

Книга, ставшая уже легендарной и взятая за основу сериала, рассказывает о гинекологе Кукоцком, всего себя посвятившего борьбе за жизнь женщин – не только на операционном столе, но и в широком смысле, поскольку именно на его век приходится запрет абортов.

Роман раскрывает и раскрывает положительные стороны Кукоцкого – вплоть до момента, когда он сам своей грубостью не разрушает всё лучшее, что было в его жизни: семью, любовь, доверительные отношения с дочерью. Распад его жизни и жизни его семьи идёт по нарастающей, и мы понимаем в какой-то момент, что мимо многих добрых дел, которые Кукоцкий должен был совершить, чтобы оставаться действительно хорошим человеком, он прошёл когда по невниманию, когда по малодушию.

Роман состоит из четырёх частей, и одну из них полностью составляет путешествие души Елены, жены главного героя, в пространстве между жизнью и смертью. Кроме того, сама линия Кукоцкого имеет мистический элемент. Это делает книгу несколько на любителя, но многие из тех, кто пропустил часть с видениями Елены и прочёл остальное, роман находят захватывающим.

Рубен Гальего, “Белое на чёрном”

Роман Гальего, повествующий об уникальном, для большинства читателей непредставимом опыте автора, был бы интересен уже одним своим содержанием. Но ему сопутствует также несомненный литературный талант, который заставляет не просто сопереживать главному герою – и вместе с ним тысячам детей, скрытых от наших глаз – а буквально нырять в книгу с головой, забывая о собственной реальности.

Никаких словесных выкрутасов. Никаких знакомых каждому драматических жестов. Роман рассказывает о детстве Гальего, проведённом в детском доме для инвалидов, там, где бессилие и бесправие обыденным, а власть равнодушна и не ограничена на деле ничем. “Белое на чёрном” – одна из тех книг, которые заставляют взглянуть на мир, на людей и на свою жизнь с радикально нового ракурса.

Михаил Елизаров, “Библиотекарь”

Если тебе нравился Пелевин среднего, так сказать, своего периода, то от “Библиотекаря” ты будешь в восторге. Даже если убрать все возможные подтексты, фантастическое безумие на страницах романа захватывает дух.

Историю трудно назвать классическим сюжетом. Когда-то давно, в советские времена, жил писатель, кропавший книгу за книгой про битвы за урожай и рабочую совесть заводчан. Его повести примечательны только когда одним: те из них, что напечатаны при его жизни, будучи прочитаны одним духом, без перерыва, от корки до корки, дают своим читателям суперсилы. За обладание каждой из них идут кровавые битвы между армиями тех, кто больше всего алоэ на самых тусклых из ваших соседей по подъезду.

Елена Чижова, “Время женщин”

СССР, двадцатый век — это эра войн и свершений, великих строек и великих политических скандалов. А ещё — бесконечная борьба миллионов женщин, поколение за поколением, за быт, огромный труд, постоянно остающийся невидимым, труд, благодаря которому вырастали на картошке и котлетах космонавты и учёные, ходили в чистой одежде и без вшей будущие врачи и актёры, постоянный трудовой фронт с бесконечными битвами, тот самый, без которого победы ни на каком другом фронте невозможны.

Всех этих сложных фраз в книге Чижовой нет. Есть сами женщины, поколения наших матерей и бабушек и их большие беды, слишком маленькие для тех, кто не привык задумываться, откуда берутся чистые рубашки, вкусные котлеты и здоровые умные дети.

Елена Колядина, “Цветочный крест”

По первым же строкам книги видно, как писательница пытается зацепить читателя, накидывая смешно звучащих старинных срамных словечек, смачно описывая пороки и грехи сексуального характера в самом начале книги. Не суди по началу о всей книге. Бесконечная сначала срамота теряется, уходит, растворяется, оставляя историю молодой женщины, которая верила в то, что ей говорят. В то, что нельзч лгать. В то, что плоть греховна. В то, что надо верить. Как принятие правил от хозяев жизни руководством к действию разрушает судьбу бесправнейших мира сего – женщин, людей второго пола, рабынь своих мужей. Как творят они чудеса – и как эти чудеса присваиваются или опоганиваются другими.

Несмотря на явные анахронизмы вроде прикочевавших прямо из романтиков девятнадцатого века цыган и невзирая на откровенное завлекание читателя непристойным словоблудством, Роман действительно хорош.

Читала ради тебя: Лилит Мазикина

Иллюстрация: Shutterstock

Читай также:

4 книги, прочитав которые, трудно не понять феминизм и не стать феминисткой

Незаслуженно забытые детские книги о технике

5 писательниц-фантасток, на которых выросли тридцатилетние ботанки

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
09.10.2017

Не забудь поделиться статьей: