Женщины Рязанова, которых мы тоже любим

Сегодня ночью умер Эльдар Рязанов. Обычно в этой фразе перед именем пишут ещё “знаменитый” и упоминают заслуги человека, которого потерял мир. Но какой сейчас в этом смысл, если каждый из нас знает, кем стал режиссер для любой советской семьи? Гений, гений…

Эльдар Александрович стал самым желанным гостем в каждой семье: его фильмы смотрели с упоением, дрожью, переживанием, слезами и смехом. Мы решили вспомнить, какими для Рязанова были его героини. Решительные или мягкие? Бунтарки или кокетки? Точно знаем одно: каждая из них отличалась особым, “рязановским” характером. И ты помнишь их всех. И наверняка любишь. Как и мы.

Леночка Крылова, “Карнавальная ночь”

karn

Мы видим фильм так часто – каждый Новый Год – что уже давно не задумываемся, какой у Леночки характер и место в этой истории. Тем временем милая, супермодная, строящая бровки домиком Леночка чуть не возглавляет протест против формализма и бюрократии на отдельно взятом корпоративе. И побеждает. Потому что быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, причёски, платья, туфелек и ресниц.

Шурочка Азарова, “Гусарская баллада”

shur

А вот Шурка была готова отказаться и от платья, и от туфелек, влезть с мылом в лосины… нет, от лосин Рязанов отказался, чтобы не смущать советских зрительниц (а в случае с Шурочкой – и зрителей). В общем, Шурка готова на многое, чтобы её принимали серьёзно и пустили на войну. И, хотя она боится мышей и слаба перед магией гусарских усов… ума и смелости, как показывает проверка боем, ей не занимать. Фильм был снят в 1962 году, а двадцать лет спустя главной героине по-прежнему подражали девчонки во дворах – образ вышел таким ярким, что не устаревал.

Анна Суздалева, “Старики-разбойники”

starik

Женщина-инкассатор в возрасте составляет замечательное трио с пожилым милиционером Мячиковым и авантюристом инженером Воробьёвым. “Я же вынуждена буду стрелять!” – “А ты промахнись”. Их дружба проходит серьёзное испытание доверием, недоверием и патологической неудачливостью Мячикова, ну и, конечно, оказывается настоящей советской дружбой.

Наденька Шевелёва, “Ирония судьбы, или С лёгким паром!”

nadya

Мягкая, интеллигентная и, кажется, давно разуверившаяся в сказках, Надя стала образцом стиля в советском кино. Дело, конечно, и в личном шарме Барбары Брыльской, и в особом очаровании для советского человека самого факта её “нездешней” национальности. А ещё – в костюме, который для неё собрали и который сначала привёл её в ужас: в Польше была совсем другая мода. Сейчас модно обсуждать, с чего это Надя всё же выбрала Лукашина, если у неё уже был такой привлекательный и заботливый Ипполит? Просто потому, что женщины семидесятых устали быть разочарованными, а Лукашин принёс, наконец, в жизнь Наденьки немного сказки.

Людмила Калугина, “Служебный роман”

kalug

Сильная женщина-руководитель и мягкий мужчина-подчинённый как влюблённая парочка – это что, сюжет из бездуховной Америки? Нет, это фильм нашего отечественного Эльдара Рязанова. Калугина – self-made woman, трудоголичка, действительно сильная внутренне женщина, но бесконечно одинокая, а ведь даже самому сильному человеку нужна поддержка. Новосельцев – полная противоположность своей начальницы, он заботливый, нерешительный, хозяйственный и к тому же отец-одиночка (у него мальчик и мальчик), которому не до того, чтобы изображать из себя мачо. Приударяет Новосельцев за Калугиной ради карьеры, но, конечно, быстро обнаруживает, что она ему по-настоящему нравится. А Калугина как раз обнаруживает факт “ради карьеры”. Нормальная, в общем, романтическая комедия. В итоге Калугина учится этим вашим социально-брачным игрищам, Новосельцев – хоть иногда брать на себя ответственность, и через год к его заботам добавляется ещё один мальчик.

Елена Малаева, “Гараж”

garaj

Рязанов любил снимать Лию Ахеджакову, и не зря. У них получался замечательный творческий дуэт. Во время собрания гаражного кооператива младшая научная сотрудница Малаева решает, что всё должно быть по справедливости и самых беззащитных обижать нехорошо, и прячет ключ от комнаты, в которой происходит собрание. И не отдаст, пока справедливость не восторжествует!

Настенька Бубенцова, “О бедном гусаре замолвите слово”

nast

Наивная, тихая, но очень решительно настроенная молодая актриса Настя пытается вызволить из тюрьмы посаженного туда отца. Негодяй-чиновник, от которого зависит судьба её отца, пытается изнасиловать Настю, да ещё и требуя изображать влюблённость, по-настоящему влюблённый и готовый помогать корнет тупит, глупит и тормозит безмерно, и ситуация становится всё более неуправляемой… Но, конечно же, заканчивается хорошо.

Вера Нефёдова, “Вокзал для двоих”

vokz

Вера – официантка средних лет в привокзальном кафе маленького и не очень уютного городка. В один не очень прекрасный день она не выпускает из кафе мужчину, отказывающегося заплатить за обед, и из этого, конечно, вырастает странная любовная история, смешная и… горькая. Героиня Гурченко показывает себя в ней одновременно практичной, доброй, решительной и бесконечно женственной.

Лариса Огудалова, “Жестокий романс”

romans

Всё, что надо Ларисе – чтобы ей дали жить нормально. Любить, кого любится. И не любить, кого совсем не любится. Но для матери она – потенциально выгодный товар, а для толпящихся кругом мужчин – только объект для их похоти. Всё ложь: материнская любовь, любовь и уважение мужчин, дружба детства. Лариса не видит выхода из этой мерзости, кроме смерти. Не разделяем её выбор, но очень героине сочувствуем.

Люба, Лиза, Маша и Аня, “Старые клячи”

star

Настоящая женская дружба, girl power, суперположительное прохождение теста Бекдель, антиэйджизм и… и просто ещё одна авантюрная комедия от Рязанова, сродни его “Приключениям итальянцев в России”, но без итальянцев. Четырём женщинам с приходом девяностых пришлось распрощаться с карьерой (научной, учительской, железнодорожной и профсоюзной), но, как будто этого мало, они проходят череду унижений, пока, наконец, одну из них вовсе не лишает квартиры аферист Хоменко. Помощи ждать неоткуда, и подруги решаются своими силами провести операцию по возврату квартиры. Шпионаж, супермобиль, кража вагона чёрной икры и соучастие в ограблении казино – в общем, всё, что мы любили в иностранных фильмах шестидесятых-семидесятых, только кто сказал, что главные героини при этом должны бегать в мини?

Текст: Лилит Мазикина

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
30.11.2015

Не забудь поделиться статьей: