Историю творят мечтатели и идеалисты. Но великие свершения им удаются не чаще, чем грандиозные провалы.
Панамский канал
В 1869 году весь мир рукоплескал Фердинанду Лессепсу на открытии Суэцкого канала. Тот, недолго думая, затеял следующую великую стройку – канал Панамский, полностью проигнорировав бьющих в колокола медиков (Панама – зона желтой лихорадки) и инженеров (чертежи Фердинанда вызвали у них ужас).
Через двадцать лет Лессепса проклянут инвесторы, посадят в тюрьму и предадут анафеме. Двадцать тысяч рабочих вернутся на родину в гробах (а большинство не вернется даже в них), а слово «Панама» станет синонимом афёры и надувательства. Потому что нужно слушать профессионалов, а не авантюристов.
Титаник
Устраивать гонки через Атлантику было любимым развлечением судовладельцев на рубеже веков. В 1907 году, спустив на воду «Мавританию» и «Лузитанию», компания «Кунард Лайн» задала новые стандарты пассажирских перевозок. Ответный ход конкурентов из «Уайт Стар Лайн» впечатлял: три однотипных суперсовременных корабля! «Титаник» был самым большим, самым роскошным и самым безопасным судном того времени.
14 апреля, накануне трагедии, капитан Эдвард Смит получил от различных судов семь предупреждений об айсбергах в океане, но не сбавил скорости. После доклада об обнаружении айсберга прямо по курсу, первый офицер Уйльям Мердок полминуты раздумывал, стоит ли отворачивать от обломка льда. «Титаник» был безупречен и пал жертвой своей безупречности: кому могло прийти в голову готовиться к крушению самого непотопляемого в мире корабля?!
Линия Мажино
К 1936 году французы построили на границе с Германий четырёхсоткилометровую линию укреплений стоимостью три миллиарда франков. Теперь немцам придётся идти в обход, чтобы напасть на нас, – ликовали они! Пусть сначала Бельгию победят, – улыбался военный министр Мажино.
– Да не вопрос, – подумали немцы. Бельгия, отказавшаяся от союзнического пакта с Францией, получила молниеносную оккупацию. Линию Мажино немецкие войска обошли через Арденны на севере, после чего вышли на Монмартр и сказали «Гутен таг». Париж пал раньше, чем осознал, какие деньги закопал в землю.
Дворец советов в Москве
Это чудо архитектуры XX века должно было стать самым высоким зданием мира и последней и главной сталинской высоткой Москвы. Для этого сначала снесли Храм Христа Спасителя, затем вырыли огромный котлован, но, увы, началась война, и стало как-то не до дворцов. Котлован не пропал зря, и москвичи ещё сорок лет купались в открытом бассейне «Москва», разумеется, самом большом в мире. Затем бассейн закопали, ну а дальше вы знаете.
Фобос-грунт
Автоматическая межпланетная станция стоимостью 5 миллиардов рублей должна была сгонять на Марс и обратно, прихватив с собой образцы марсианской почвы и проведя тучу важнейших исследований космоса по пути. Но что-то пошло не так, едва аппарат оторвался от Земли. Астрономы-любители ещё долго фотографировали беспомощную технику, кружащую на околоземной орбите. В итоге «Фобос-грунт» сгорел в плотных слоях атмосферы в январе 2012 года.
Ё-мобиль
В 2010 году российский миллиардер Михаил Прохоров заявил о скором появлении настоящего народного российского автомобиля: высокотехнологичного, красивого и, главное, дешёвого. Через два года двадцать тысяч машин стоимостью от 350 до 500 тысяч рублей должны были появиться на улицах российских городов. Но время шло, технологии менялись, прототипы ездили с трудом, а тут ещё спад авторынка и падение курса рубля. Вместо триумфальной презентации нового автомобиля, Прохоров безвозмездно передаёт всю документацию по проекту в российский автомобильный институт НАМИ. Может, хоть чертежи не пропадут зря.
Большой скачок
К началу шестидесятых Китай был огромной, но бедной сельскохозяйственной страной. Великий кормчий Мао решил одним махом превратить страну в лидера мировой экономики. Отвергнув здравые соображения и тысячелетний сельскохозяйственный опыт, компартия выдавала предписания, что, где и как сеять и сажать. Воробьёв предлагалось уничтожать (чтобы не портили посевы), а кастрюли и гантели переплавлять на нужды металлургической промышленности. Итогами стали Большой голод, гибель десятков миллионов человек, Люшаньская конференция и новая экономика Ден Сяопина. Впрочем, впоследствии Китай все-таки скакнул вперед. Просто потому, что перестал изобретать велосипед и купил учебник «Экономика для чайников». Если взглянуть на современный Китай, то учебник, без сомнения, полезный.