Айкидо переговорщиков: как сделать тяжелый разговор полегче - Pics.Ru

Айкидо переговорщиков: как сделать тяжелый разговор полегче

ay
Довольно сложно поддерживать беседу на цивилизованном уровне, если на тебя орут так, что искусство со стен падает. Или рычат в ярости. Или ревут, как корабельная сирена, и ты вообще ничего разобрать не можешь.

Но даже такой разговор можно перевести на рациональные рельсы, если применить кое-какие приемы профессиональных психологов и переговорщиков.

Сохраняй спокойствие

Один буйный тут уже есть, не будем множить сущности. Иначе получится не разговор, а «Годзилла против Халка»: население в панике, город в руинах и провал в прокате. Гнев и вопль – это довольно примитивная реакция на раздражитель, но не для того ты миллионы лет эволюционировала, чтобы позволить системе «бей или беги» взять власть над тобой именно тогда, когда тебе нужен разум. Помни о том, что твоя задача сейчас – договориться до чего-то конкретного, а не перекусить оппонента пополам (и не хлопнуть дверью).

Смотри на собеседника как на ребенка

Он явно потерял контроль и не очень хорошо соображает, что делает. Соображал бы – начал бы переговоры вместо ругани и плача. Мы же не пытаемся предоставлять ревущему младенцу логические выкладки? Самое лучшее – пропускать истерику мимо ушей и работать с проблемой, которая под ней лежит. Со взрослыми то же самое: нет никакого смысла объяснять им, что ревом делу не поможешь. Так что делай вид, что никакого скандала нет – вся эта эмоциональная мишура в данный момент несущественна.

Снизь градус драмы

ay1
Все это прекрасно, но человек все еще орет. Самое время приглушить его. Попроси собеседника говорить потише/помедленнее/почетче, иначе ты ничего не поймешь и не сможешь помочь/исправить/объяснить. Эту простую технику применяют и профессиональные переговорщики, и психиатры, работающие с агрессивными пациентами. Только не проси человека «перестать вопить» или «успокоиться» – никто, никто не любит исполнять приказы, и уж тем более признавать, что слетел с катушек. Просто попроси замедлиться – это с треском рвет шаблон, ведь человек ждет от тебя защиты или нападения, возражений или оправданий – но уж никак не готовности к сотрудничеству.

Попроси инструкций

Чтобы вернуть человека на землю из его чертогов истерики, тебе нужно заставить его мозги работать в конструктивном ключе. И тут нет ничего лучше простого вопроса: «Что мне сделать?». Это заставляет остановиться и продумать ответ – как-то уж совсем глупо отвечать «Ничего» и продолжать ор. И уж точно никто не скажет «Ничего, я просто хочу покричать на тебя». Не заметила никаких изменений в воздухе? Да, это уже не укрощение дикого зверя, а переговоры.

Не утверждай, а спрашивай

ay2
Если тебе говорят «Ты все делаешь не так!», отвечать что-т о вроде «Да все я делаю отлично!» – фиговая стратегия. Оправдания – это и защита, и атака разом («Я не признаю твою правоту, ты врешь, ты проиграл»). Лучше задавай вопросы: что именно я делаю не так, когда именно, как часто и как надо? Должно быть, это здорово бесит? У тебя из-за этого куча проблем? Каких? Это классическая уловка переговорщиков, которая заставляет оппонента поверить, что ты не враг и в общем-то, неплохо понимаешь его чувства и потребности. А ты, в свою очередь, получаешь кучу полезной информации и спокойного, рационального собеседника.

Поменьше «ты», побольше «я»

Не навешивай ярлыки и не пытайся сделать вид, что знаешь человека, как облупленного. Вместо «Ты вечно оставляешь срач на кухне» скажи «Я хочу, чтобы кухня была чистой». Смысл ровно тот же, но человек не взорвется из-за того, что ты, оказывается, втайне считаешь его свиньей.

Текст: Ольга Лысенко

Фото: Shutterstock

Читай также:

Конфликтуй, как профессионал: 7 правил семейной ссоры 

Что делать, если в твоей семье любят орать? 

Маша – не дура?! Или как извиниться без извинения 

23.08.2017

Не забудь поделиться статьей: